
Юрий Веселов, военный обозреватель
В последовавшем утром того же дня официальном заявлении от имени израильского правительства пояснено, что удар был нанесен в отместку на воздушное нападение Ирана на Израиль, совершенное 14 апреля 2024 года. При этом было подчеркнуто намерение воздержаться от дальнейшей эскалации конфликта между странами.
В свою очередь в Иране признали факт обстрела и уведомили население о том, что национальные средства ПВО уничтожили над Исфаханом три воздушные цели. Иранское информационное агентство «Тасним» со ссылкой на источники в канцелярии президента Эбрахима Раиси сообщило, что Исламская Республика не станет торопиться с ответом на нападение Израиля. Однако оставляет за собой право на возмездие.
Вместе с тем верить израильскому руководству нельзя. История событий на Ближнем Востоке свидетельствует о многочисленных отказах от своих слов лидеров еврейского государства, грубом попрании Израилем международных норм и законов.
Премьер Беньямин Нетаньяху и его окружение из числа отдельных политиканов и религиозных экстремистов вряд ли откажутся от навязчивой идеи «наказать» персов, продемонстрировавших 14 апреля готовность покуситься на Священную Землю и Богом избранного еврейского народа. И даже, несмотря на якобы исчерпанный 19 апреля инцидент, попытаемся представить, каким может быть возмездие за недавнее нападение непримиримого врага.
Одним из вариантов ответа Израиля за групповую ракетную атаку может стать нападение на государство Иран. Уже около 40 лет израильское военно-политическое руководство пытается подготовить смертельный удар по Исламской Республике, который, в первую очередь, должен быть нанесен по военно-промышленным объектам, ракетным позициям и органам управления силовых структур. В качестве основной ударной силы израильтяне рассматривали применение своей боевой авиации, и для этого надеялись на нормализацию отношений с Саудовской Аравией для получения ее согласия на использование ее воздушного пространства. События 7 октября разрушили надежны евреев.
Использование других, не прямых, маршрутов выхода израильских истребителей на иранские цели невозможны без привлечения большого количества тяжелых самолетов-заправщиков, которых у израильтян нет. США до настоящего времени противились оказывать своему союзнику помощь в данном вопросе.
Другим средством нанесения ударов по Ирану может стать имеющиеся на вооружении ВС Израиля баллистические ракеты, спрятанные в шахтных пусковых установках. Их общее количество неизвестно. С большой степенью уверенности можно предполагать, что все они оснащены ядерной боевой частью и их применение рассчитывалось в качестве крайней угрозы существования самого еврейского государства.
Однако правящей верхушке Израиля во главе с премьером Нетаньяху кровно необходим «звонкий успех» над врагом. В противном случае он и многие его соратники будут лишены постов и могут очутиться на скамье подсудимых. А победителей не судят: ведь не судили американцев за Хиросиму и Нагасаки!
Главу израильского правительства могут удержать только США или тот же Иран – обладай он собственным ядерным оружием. Но этого оружия у персов еще нет, хотя, говорят, они находятся в нескольких шагах от обладания им. Думается, американцам все же удастся уговорить евреев от атомной бомбардировке Ирана.
Другим вариантом мщения может стать проведение сухопутной военной операции по разгрому военной инфраструктуры про-иранской шиитской организации «Хизбалла» на юге Ливана. Совсем недавно Нетаньяху в очередной раз выступил с угрозами в адрес ливанских шиитов, требуя от их руководства сдать оружие и военную технику национальной армии, а самим отрядам покинуть Южный Ливан за линию реки Литани.
Израильское командование сосредоточило у границы с арабским государством наступательную группировку войск численностью более 160 тысяч. И это, несмотря на незавершенность военных действий против палестинцев Движения исламского сопротивления (ХАМАС) в секторе Газа.
Некоторые политологи в последнее время хотят навязать общественности постулат о том, что якобы Нетаньяху и его команда «запуталась» и уже не знает, как завершить военную эпопею с сектором Газа… На этот счет существует совершенно противоположное мнение. Еврейское правительство обвиняет Иран в провоцировании руководства ХАМАС на совершенную резню 7 октября 2023 года. Однако это всего лишь полуправда.
Не секрет, что иранцы поддерживали финансами и материальными средствами ХАМАС. Так же, как и, к примеру, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и ряд других арабских государств. Да, Тегеран был заинтересован в срыве намечавшейся нормализации отношений между Эр-Риядом и Тель-Авивом, установлением дипломатических отношений между ними. Но иранцы не настолько влияли на политическое руководство сектора Газа, чтобы отдать приказ на совершение кровавой провокации, а ХАМАС, осознавая все трагические для себя последствия, безоговорочно стал выполнять такие указания.
Вопрос: с какой целью руководство Израиля буквально накануне событий 7 октября оголило госграницу с Газой на участке прорыва террористов, значительно сократив численность пограничных войск, полицейских, технических и других средств контроля? Как такое решение следует классифицировать?
Движение исламского сопротивления (ХАМАС) является порождением израильской политической разведки МОСАД: именно ее офицеры в начале 70-х годов создали данное движение на базе палестинского университета Газа в противовес Организации Освобождения Палестины (ООП), возглавляемому в то время Ясиром Арафатом. Евреи стояли у истоков формирования военного крыла ХАМАС – Исламского джихада со всякими там бригадами… С какой целью?
Израильские сионисты не могут существовать без реальной и одновременно искусственно выдуманной угрозы со стороны арабов. Убрать угрозу, значит обречь себя на нищенское прозябание без беспрецедентной военной, материальной и финансовой помощи Запада и международного Сиона. Зачем рубить сук, на котором хорошо устроился?
Что до сектора Газа, то не стоит сомневаться в том, что Израиль вычистит эту территорию не только от боевиков ХАМАС, но и большего числа палестинцев. Тель-Авиву кровно требуется расширение пространства, ему стало тесно даже уже на фактически захваченной на Западном берегу реки Иордан земле. Завоевание южной части сектора – вопрос времени. Для этого необходимо решить проблему полутора миллионов палестинцев и обязательно обезопасить северные районы страны.
В Тель-Авиве прекрасно понимают, что в настоящее время идет большая кровавая битва передела мира и мирового порядка. В израильской столице не сомневаются в достижении Россией военных и политических целей, которые приведут к кардинальным изменениям на международной арене. Поэтому Израиль спешит оторвать как можно больше кусков от пирога с тем, чтобы в будущем можно было бы организовать торг земли в обмен на мир.
Время для реализации данной стратегии выбрано не случайно. Мусульманский мир, не говоря уже об арабском, переживает кризис - он как никогда разобщен прокатившимися «цветными революциями» и внутренними распрями, ослаблен экономически и вынужден занимать позицию стороннего наблюдателя за бескомпромиссной схваткой коллективного Запада с Россией и ее политическими союзницами. В ситуации «не вашим и не нашим» Саудовская Аравия и Иордания в ходе ракетного нападения Ирана на Израиль выступили не столько на стороне евреев, сколько поддержали западную коалицию (США, Британию и Францию), чьи противовоздушные средства участвовали в отражении иранской атаки.
Но здесь нужно учитывать то, что Тегерану так и не удалось получить разрешение на беспрепятственное использование воздушного пространства саудовцев и иорданцев иранскими средствами воздушного нападения, хотя переговоры на тему накануне ударов вел иранский министр иностранных дел со своими арабскими коллегами. Поэтому, несмотря на бравадные заявления персов, результаты ответных мер Ирана на уничтожение его консульства в Дамаске были более чем скромными еще и потому, что в данных условиях Тегеран решил использовать далеко не современные боевые средства.
Ходят слухи, что на последних совещаниях силовых министров Израиля военные выступали против вступления страны в прямую вооруженную конфронтацию с Ираном в силу многих технических и оперативно-тактических проблем. Если это так, и Нетаньяху не станет принимать решения по Ирану. Однако не исключено, что с большой вероятностью целью нападения будет выбрана ливанская «Хизбалла», результат разгрома военной инфраструктуры которой будет сопоставим с нанесением мощных ударов по важнейшим военным и промышленным объектам на иранской территории.