16 декабря Шольц предложил президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру распустить бундестаг после провала вотума доверия. До этого большинство депутатов парламента ФРГ на внеочередном заседании отказали в доверии Шольцу, открыв тем самым путь к проведению в Германии досрочных парламентских выборов. Штайнмайер будет обязан распустить бундестаг по предложению канцлера в течение 21 дня.
Новые выборы должны пройти в течение 60 дней после роспуска бундестага. Штайнмайер ранее уже одобрил возможное проведение досрочных выборов 23 февраля 2025 года. По их итогам будет сформировано новое правительство и выбран новый канцлер. Вопрос о доверии канцлеру был вынесен на обсуждение бундестага в шестой раз в истории федеративной республики.
Германия столкнулась с острейшим политическим кризисом после того, как в правящей коалиции (Социал-демократическая партия Германии - СДПГ, "Зеленые" и Свободная демократическая партия - СвДП) возникли разногласия по бюджетной, финансовой и экономической политике, в том числе по дальнейшему оказанию помощи Киеву и по вопросу ослабления так называемого долгового тормоза (правило, которое запрещает тратить из бюджета больше средств, чем в него поступает). 6 ноября Шольц принял решение отправить в отставку Кристиана Линднера (СвДП) с поста министра финансов. Коалиция развалилась.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов отмечает, что «до предстоящих парламентских выборов Шольц переломить ситуацию не сможет. Понятно, что догнать блок ХДС/ХСС невозможно. Сейчас у партии Шольца 17-18%. Максимум, что может получить партия Шольца, это 19-20%, и она будет конкурировать с АДГ. Других шансов у Социал-демократов нет. Вопрос - кто будет тогда вице-канцлером? Возможно, договорятся ХДС/ХСС и социал-демократы, что не гарантировано, и есть варианты переговоров ХДС/ХСС с «зелеными». Но лидером была и останется ХДС/ХСС».
«Что касается шансов АДГ, то эта партия останется нерукопожатной, ведущей оппозиционной силой в составе будущего бундестага и получит около 20% плюс-минус один процент и будет по-прежнему бороться, чтобы ее признали».