
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Новый лидер США Дональд Трамп, вернувшись в Белый дом, впал в «таможенную эйфорию». Пошлины введены для Китая. Идет подготовка тарифов для ЕС. Для континентальных соседей — Канады и Мексики — они объявлены, но пока отложены на месяц. Здесь публичная причина барьеров — в необходимости организации соседями дополнительных мер по пресечению наркотрафика.
Обозначена Трампом соответствующая угроза и для блока БРИКС. Если участники объединения продолжат стремиться к созданию «союзной валюты» и следовать по пути отказа от доллара, то в ответ Вашингтон применит для них торговые ограничения.
Китай оперативно ответил США аналогичным ходом, объявив о введении пошлин в 10% на нефть, многолитражные автомобили, пикапы и сельскохозяйственную технику из США. Американские уголь и СПГ, согласно решению Государственного совета КНР, будут облагаться пошлинами в 15%. Это решение принято в ответ на вступившие в силу 4 февраля,10-процентные пошлины США на товары из Поднебесной. Они вступают в силу 10 февраля.
В пресс-релизе Комитета тарификации и классификации при Госсовете указывается, что одностороннее введение пошлин со стороны США серьезно нарушает правила Всемирной торговой организации (ВТО), а также мешает «здоровому экономическому и торговому сотрудничеству КНР и США». Китай также подал иск в ВТО.
В случае, если Дональд Трамп продолжит реализовывать свои угрозы и введет пошлины для Европейского союза, это станет прецедентом применения Брюсселем контрмер — «базуки» — механизма противодействия принуждению. Закон о взаимном признании, вступивший в силу в 2023 году, некоторые должностные лица ЕС именуют «базукой». Он позволяет блоку выбирать из широкого пула ответных мер, таких как отмена защиты прав интеллектуальной собственности или их коммерческой эксплуатации, например, использования программного обеспечения и прочих технологических опций и сервисов.
Таким образом, Европейская комиссия намерена использовать этот инструмент («базуку») в случае торгового клинча с США. Об этом сообщило издание The Financial Times со ссылкой на ряд осведомленных чиновников. Что позволит ЕС нацелиться на сферу услуг США, включая крупные технологические компании. Таков возможный сценарий торговой войны между Вашингтоном и Брюсселем. Американский лидер настаивает, чтобы Европа закупала как можно больше углеводородов в США, в противном случае Старый Свет ждут торговые барьеры со стороны Вашингтона.
Затеянная Трампом «тарифная битва» в общем-то выгодна РФ — для российской нефти и газа будет расширена ниша в Поднебесной и ЕС. Если же будут введены тарифы против Канады и Мексики, ухудшится экономика поставок нефти в США (эти две страны поставляют в США в год более 200 млн тонн нефти, и это огромные объемы).
Другое дело — санкции, которые могут быть ужесточены Белым домом с целью побудить Москву к переговорам по урегулированию конфликта на Украине.
Правда, под санкции могут попасть и другие производители нефти. Прежде всего Иран. Скажем, Трамп угрожает Тегерану «обнулением» нефтяного экспорта. Президент США намерен возобновить кампанию «максимального давления» на Иран с целью помешать Тегерану получить ядерное оружие, сообщило 4 февраля Reuters. Согласно обнародованному агентством заявлению американского чиновника, меморандум Трампа, среди прочего, предписывает Минфину США оказать «максимальное экономическое давление» на Иран, включая санкции и механизмы принуждения к тем, кто нарушает существующие санкции. Администрация Трампа будет стремиться свести «экспорт иранской нефти к нулю», заключил чиновник.
Кроме того, Дональд Трамп обвинил бывшего президента Джо Байдена в неспособности строго соблюдать санкции в отношении нефти, которые, по словам Трампа, воодушевили Тегеран, позволив ему продавать «черное золото» для финансирования программы по созданию ядерного оружия и вооруженных формирований на Ближнем Востоке.
Reuters еще в декабре «спекулировало» анонсом, ссылаясь на заявление главы МАГАТЭ (надзорного органа ООН в ядерной сфере), что Иран якобы ускорил программу по обогащению урана, доведя показатель до уровня чистоты элемента, близкой к 60%. И что приближает исламскую республику к планке 90%, позволяющей создать ядерное оружие. Иран же категорически отрицает намерение разрабатывать ядерное оружие.
В соцсетях сам Трамп совсем недавно объяснял, что предпочитает не «воевать» с Ираном, а идти по «пути убеждения» властей республики свернуть программу по обогащению урана. Однако 7 февраля США ввели новые санкции против Ирана. Ограничения коснулись нефтяной индустрии: рестрикции должны ударить по теневому флоту и серым трейдерам, которые, по версии Вашингтона, обеспечивают схему транспортировки нефти в Китай.