Участники чрезвычайного саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) по Палестине единогласно приняли план реконструкции сектора Газа, подготовленный Египтом, и итоговую декларацию. Трансляцию заседания вела канцелярия президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. План ЛАГ разработан как альтернатива предложения президента США по этому вопросу.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Сурков считает, что «арабские страны, безусловно, могут проявить активную позицию, и я думаю, они будут настаивать на реализации собственного плана. Другое дело, что восстановление Газы требует более 50 млрд. долларов, и пока ни одна из арабских стран не готова такую сумму вложить. Даже Саудовская Аравия и ОАЭ ведут себя очень и очень осторожно. Тут надо понимать, что раньше Америка и Европа были основными спонсорами Палестинской национальной администрации и вообще всех палестинских процессов. Поэтому конечно без Америки решить этот вопрос не получится. В тоже время надо отдавать себе отчет, что план Трампа неприемлем, все арабы дают это четко понять и на официальном уровне, и в кулуарах, но пока ситуация складывается тупиковая и без четких политических обязательств, без четких политических решений мы подвижек не увидим. Но есть ощущение, что эта подвешенная ситуация устраивает израильские власти, которые продолжают тем временем решать свои проблемы и выполнять те задачи, которые они поставили в отношении Газы».
По словам эксперта, «что касается контуров компромисса, то они вообще не просматриваются. С одной стороны есть стремление Израиля уничтожить, или хотя бы нейтрализовать ХАМАС, с другой стороны есть желание арабов сохранить свое присутствие в Газе, но при этом очень много противоречащих друг другу требований. Поэтому скорее всего, мы окажемся в уже привычной ситуации, когда будет положение – ни мира, ни войны. То есть ХАМАС останется в Газе, будет какое-то очень небольшое восстановление этого анклава. Там будет восстановлено водоснабжение и электроснабжение, чтобы люди могли выживать, но это будет уровень жизни, который намного окажется ниже, чем до конфликта, и Газа останется на ближайшие годы очагом гуманитарной катастрофы. Это совершенно точно. А тем временем будут вестись споры и переговоры, что делать с ней дальше. И пока не произойдет каких-то существенных изменений в самой ПНА, и пока палестинцы не восстановят единство и начнут выступать вместе на переговорах, то говорить о каких-то серьезных подвижках нельзя. Кроме того, желательно было увидеть смену власти в Израиле, и приход каких-то более умеренных политиков, чем те, которые управляют страной сейчас».