
30 апреля исполняется 100 дней со дня инаугурации президента США Дональда Трампа. Эта дата традиционно используется для первых оценок работы новой администрации, которая уже предприняла ряд весьма резких шагов во внутренней и внешней политике. Среди них: начало масштабной кампании по высылке незаконных мигрантов, курс на снижение цен и налогов, отказ от политики позитивной дискриминации в отношении национальных и сексуальных меньшинств, резкое сокращение государственных расходов, курс на поглощение Канады и Гренландии, повышение импортных пошлин, формирование курса на многовекторное противостояние с КНР, критика состояния демократии в ЕС, попытки решения палестинской проблемы, возрождения сделки по иранской ядерной проблеме, а также посредничества в конфликте на Украине и т.д.
Кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Шариков в этой связи отмечает, что «пока не совсем понятно, какой у Трампа политический курс. Ему многие вменяют то, что слово президента - это не отражение его политики. Он может менять свою позицию, причем делать это исключительно в силу своих собственных разумений, а не изменившихся обстоятельств. Поэтому, какой у него курс, не совсем понятно, и я бы поставил вопрос так: оправдает ли он ожидания избирателей? Пока наблюдается симпатия лично к Трампу, а не к его политике. Поэтому независимо от того, что он делает, достаточно большая группа его сторонников поддержит его в любом случае, если не будет инфляции в 500% или ядерной войны. Сейчас прошло 100 дней, это три с половиной месяца, ему быть президентом еще более 3,5 лет, поэтому не понятно, как дальше себя поведут демократы, у которых сейчас большие проблемы в партии. Но, видимо, дальше у демократов активизируются новые лидеры, и они планируют сначала на промежуточных выборах в Конгресс в 2026 году, а потом на президентских выборах 2028 года консолидированно выступить против кандидата от республиканцев, который, совершенно очевидно, будет трампист. Вряд ли это будет сам Трамп, учитывая, что по конституции нельзя находиться в Белом доме больше двух сроков. Может, это будет Вэнс или кто-то еще из его команды. Но это будет республиканец, который будет иметь явные симпатии к Трампу. Поэтому демократы хотят решительно выступить и сейчас делают работу над ошибками».
В свою очередь главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Антон Гришанов полагает, что «остается открытым вопрос - удастся ли Трампу не свернуть с намеченного политического курса все четыре года правления. Ведь сам Трамп не совсем понимает, что это за курс. Да, он будет пытаться проводить свою политику, но обычно политика в конце президентского срока отличается от того, какой она была в начале. Это естественная эволюция, появление каких-то новых вводных, новых задач, обострение политической борьбы и изменения расстановки сил в Конгрессе. Поэтому будет трансформация и перемена политики Трампа, это неизбежно. Четыре года - это большой срок по американским меркам. Уже сейчас наблюдается и во внешней политике, и во внутренней политике противодействие со стороны судебной системы и Конгресса. Так что Трампа ждут серьезные испытания».
По мнению Антона Гришанова, в частности «существует угроза утраты республиканцами большинства на промежуточных выборах в Конгресс в 2026 году. Это происходит практически всегда, за очень редким исключением. Накапливается разочарование избирателей в новом президенте, и партия, которую представляет президент, теряет позиции на промежуточных выборах. Поэтому это нормальное свойство американской политики, и будет странно, если этого не произойдет. Вопрос лишь в том, насколько серьезной будет утрата этих позиций»
Со своей стороны Павел Шариков также считает, что «вероятность утраты республиканцами позиций на промежуточных выборах в Конгресс существует. Тем более что статистика и исторический опыт показывают, что так очень часто бывает. Но это скорее вероятность, чем угроза».
В настоящее время Республиканская партия обладает минимальным большинством в обеих палатах Конгресса США. Утрата же ими большинства в Палате представителей, которая должна полностью обновиться в ноябре 2026 года, потенциально угрожает Трампу перспективой начала процедуры импичмента, которая может как минимум отразиться на рейтинге потенциальных кандидатов от Демпартии на президентских выборах 2028 года.