Москва
8 июля 2025 / 01:48
Москва
8 июля 2025 / 01:48
Котировки
USD
08/07
97.9241
0.0000
EUR
08/07
104.8872
0.0000
Интеграция
Лавров: «Многополярность – это не выбор, а объективная реальность»
7 июля 2025 / 13:58
Лавров: «Многополярность – это не выбор, а объективная реальность»

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров 6 июля выступил на II сессии XVII саммита БРИКС на тему «Укрепление многостороннего миропорядка, финансово-экономические вопросы и искусственный интеллект»

- Укрепление многостороннего миропорядка в условиях коренных трансформаций международной системы является одной из важнейших задач, стоящих перед объединением БРИКС и всем международным сообществом в целом. Многополярность – это не выбор, а объективная реальность, которая приходит на смену устаревшей неолиберальной модели, построенной по сути на неоколониальных практиках. Традиционная парадигма глобализации с преобладающей ролью так называемых развитых государств Запада уходит в прошлое.

Первыми признаками сбоев в этой модели были экономические кризисы последних десятилетий. Пандемия COVID-19 обнажила многочисленные недостатки мировой торгово-финансовой системы, ускорила её фрагментацию. Эрозия структур глобализации усугубилась в результате незаконных односторонних санкций, использования доллара как оружия для «наказания». Доверие к американской валюте как некогда надежному платежному средству было подорвано.

Еще один негативный фактор – стремительное нарастание долгового бремени. С 2011 г. количество государств с высоким уровнем задолженности выросло с 22 до 59. Сегодня развивающиеся страны тратят на обслуживание долга больше, чем инвестируют в собственное развитие. Ситуация выходит из-под контроля даже в развитых странах – в США фиксируется рекордный размер госдолга, который достиг 37 трлн долл. и продолжает расти.

Неудивительно поэтому, что мировое большинство заинтересовано в создании не зависимых от Запада механизмов развития. Именно страны Глобального Юга и Востока становятся главной движущей силой глобального экономического роста. Повышается роль региональных объединений, таких как Африканский союз, СЕЛАК, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС. В этих рамках вырабатываются концептуальные и прикладные подходы к формированию новой архитектуры мирового хозяйства, базирующейся на принципах равноправия, многосторонности и недискриминации в сферах торговли, финансовых расчетов, технологий, логистики. Особое внимание уделяется инвестициям в человека перед лицом вызовов цифровизации и ИИ.

Локомотивом такой трансформации выступает БРИКС, который добивается формирования более стабильной глобальной экономической архитектуры на принципах универсальности, транспарентности, недискриминации и равного доступа к имеющимся возможностям и инструментам. На государства объединения уже приходится более 40% мирового валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, а вместе со странами-партнерами эта цифра достигает 45% или 93 трлн долл. БРИКС сегодня – это более 20% мировой торговли и почти половина населения планеты.

В развитие договоренностей Казанского саммита БРИКС 2024 г. прорабатываются проекты трансграничной платежной инициативы, независимой расчетно-депозитарной инфраструктуры, создания перестраховочных мощностей, повышения эффективности особых экономических зон. Совершенствуется механизм Пула условных валютных резервов, включая использование альтернативных доллару валют. Доля стран БРИКС в российском товарообороте постоянно растет и по итогам 2024 г. составила более 48%, причем 90% взаимных расчетов осуществляются в национальных валютах.

Ключевое значение для достижения этих целей имеет реформирование и деполитизация Бреттон-Вудских институтов, которые должны отражать реальное соотношение сил в мировой экономике. Недопустимо продолжать использовать МВФ и ВБ для сохранения неоколониальных практик.

Схожая ситуация складывается и в ВТО. Серьезный ущерб мировой торговле наносит продолжающаяся долгие годы блокировка органа ВТО по разрешению споров наряду с введением всё новых дискриминационных мер в отношении развивающихся стран, таких как пресловутый пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС. В 2024 г. был запущен неформальный механизм консультаций БРИКС по вопросам ВТО, который успешно развивается под бразильским председательством. Рассчитываем на скорейшее согласование совместных позиций и начало их практической реализации.

Всё большую остроту приобретают проблемы финансирования развития. По оценкам ООН, его дефицит составляет 4,2 трлн долл. в год. При сохранении текущих тенденций в 2030 г. более 600 млн человек будут жить в условиях крайней нищеты. Не имея достаточных собственных средств и возможности получать кредиты на приемлемых условиях, страны Глобального Юга вынуждены полагаться на официальную помощь развитию. А она в силу известных двойных стандартов Запада всё больше обусловливается политическими соображениями. Для примера – в 2023 г. МВФ одобрил беспрецедентный кредит Украине на 15,6 млрд долл. (577% страновой украинской квоты). Это более трети от годового объема всех программ Фонда. По линии Всемирного банка с начала 2022 г. заявлено о выделении Украине почти 54 млрд долл. В совокупности эти выделенные Украине суммы вдвое превышают ежегодные объемы ассигнований по линии Бреттон-Вудских структур всем странам Африки.

Крайне негативно на достижении целей устойчивого развития ООН сказываются все более агрессивные попытки Запада внедрить в диалог в качестве чуть ли не главных критериев идеологические ультиматумы на основе западных толкований прав человека и демократии.

Для выправления дисбалансов и мобилизации ресурсов на цели развития Россия выдвинула инициативу формирования в рамках БРИКС Новой инвестиционной платформы с участием Нового банка развития (НБР). Признательны коллегам за интерес к этой перспективной инициативе. Её реализации призваны способствовать наши совместные усилия по превращению НБР в инновационный институт развития, ориентирующийся на потребности своих акционеров и не подверженный влиянию внешней конъюнктуры. Увеличение числа акционеров укрепляет потенциал этого механизма и способствует расширению географии его деятельности. Высоко оцениваем усилия президента НБР Д.Русеф в этом направлении.

Критически важной технологией становится искусственный интеллект. По экспертным оценкам, вклад ИИ в мировой валовый продукт составит порядка 20 трлн долл. уже к 2030 г.

Предстоит решить ряд проблем, связанных с обеспечением универсального доступа к передовым разработкам в этой сфере. Продвигаемые рядом стран келейные инициативы с ограниченным составом «приглашенных» для продвижения неконсенсусных подходов чреваты самыми серьезными последствиями. Крайне опасны и обречены на провал попытки искусственно изолировать суверенные государства от общемировых процессов. Ответом на такие попытки стало согласование совместного заявления БРИКС по глобальному управлению в сфере искусственного интеллекта, которое закрепляет нашу общую позицию относительно центральной роли ООН в выработке общеприемлемых механизмов регулирования в этой области.

Вызовы, связанные с развитием цифровых технологий, имеют трансграничный характер и требуют коллективных ответов. Хороший пример – согласование в 2024 г. в ООН Конвенции по борьбе с киберпреступностью, которая открывается к подписанию в октябре с.г. в Ханое.

Убежден, что государства БРИКС вместе с единомышленниками продолжат лидерство в продвижении справедливого многополярного миропорядка, обеспечивающего благоприятные условия устойчивого развития всех без исключения государств. В этой работе нам помогают Деловой и Гражданский советы БРИКС, Женский деловой альянс, которым хотел бы выразить признательность и пожелать новых успехов.