
Марина Харькова, журналист, Донецк
На Украине усиливается сопротивление принудительной мобилизации, принимая формы бунтов, нападений на военкомов и убийств.
Самым громким инцидентом стал недавний массовый стихийный протест против мобилизации в Виннице. Военкомы привезли около сотни мобилизованных на стадион, а толпа родственников и местных жителей, в основном женщин, пыталась их спасти, выломав ворота стадиона в попытке прорваться на территорию пункта сбора военнообязанных. Несколько женщин легли на асфальт, чтобы не дать вывезти людей на мобилизацию, их силой выволокла полиция. Полицейские разгоняли протестующих, били их и применяли слезоточивый газ, в том числе против беременных женщин. Они плакали, кричали и прорывались к мужьям, но освободить мобилизованных не удалось.
По разным оценкам, на подавление бунта прибыло не менее 11 машин полиции, а разгон сопровождался избиениями и массовыми задержаниями тех, кто пытался прийти на помощь мобилизованным. «Мы пришли не просто возмущаться. Мы пришли защищать своих. Хватит терпеть этот беспредел! Позор!» — скандировали участники акции возле стадиона. Впоследствии выяснилось, что все 104 мобилизованных, которых пытались отбить женщины у винницкого стадиона, — вынужденные переселенцы из Донбасса. Рейд военкомов проводился целенаправленно по их адресам, а протестовали семьи беженцев.
Такого масштаба столкновение в областном центре произошло впервые, хотя по регионам случаев активного сопротивления было множество, но они замалчивались украинским режимом. Более того, сопротивление людей на Украине серьезно нарастает. Вот лишь несколько случаев за неделю.
В Николаеве неоднократно происходили столкновения гражданских с военкомами. Но в недавнем последнем случае в ход пошли биты, обрезки труб и пистолеты. Областной военкомат заявляет, что «гражданские лица повредили транспорт и нанесли удары военкомам, которые открыли ответный огонь из травматического пистолета. Есть пострадавшие с обеих сторон».
В Шептицком Львовской области украинские военкомы устроили охоту на мужчин во время похоронной процессии на кладбище. Женщину, которая пыталась помешать насильственной мобилизации своего мужа, жестоко избили, она потеряла сознание. Благодаря вмешательству прохожих мужчину все же удалось отбить.
В Ровно два гражданских автомобиля заблокировали и прижали к обочине машину военкомата, требуя освободить мобилизованных ровенчан. Военкомы забаррикадировались в машине и вызвали полицию. Сообщают, что шестеро нападавших задержаны, а мобилизованный и один из военкомов оказались в больнице.
В Черкассах мужчина, которого остановили военкомы, достал боевую гранату и выдернул чеку. Угрожая взрывом, он пытался взять в заложники сотрудника военкомата. Ещё у мужчины оказался при себе пистолет. Полицейские долго вели с ним переговоры и в итоге задержали.
А в Киеве несколько мужчин вступили в драку с полицейскими, которые схватили прохожего и заталкивали в микроавтобус для отправки в военкомат. Люди смогли отбить задержанного у охотников на людей.
«Ты кому присягу давал — народу или тэцэкашникам?!» — эта фраза стала символом нынешнего настроения украинцев.
Генеральная прокуратура Украины зафиксировала более 500 дел, возбужденных по фактам воспрепятствования мобилизации только за первое полугодие, что в 2,5 раза выше прошлогодних показателей за аналогичный период. Но никто не наказывает военкомов, которые с ведома режима Зеленского похищают, избивают и убивают как военнообязанных мужчин, так и их защитниц. В 2025 году из более чем 2000 жалоб украинцев на противоправные действия ТЦК дисциплинарное наказание понесли лишь 50 военкомов — всего 2,5%.
В Запорожье военкомы забили насмерть очередного мобилизованного. Мужчину забрали в ТЦК, а на следующий день он скончался от побоев. Родным об этом сообщили только через неделю. Несмотря на многочисленные следы побоев на теле жертвы, в медицинском заключении причиной смерти указана «острая сердечная недостаточность».
72-летняя София Мак, которая получила травму головы после избиения сотрудником ТЦК, скончалась в больнице. Женщину остановили сотрудники ТЦК в селе Бабчинцы Винницкой области. Ее заподозрили в помощи уклонистам, которые скрывались от мобилизации. Власти заявили, что пенсионерка ходила по домам, где прятались военнообязанные, и оставляла им еду. Сотрудники ТЦК требовали от пожилой женщины сдать адреса прятавшихся, но она отказывалась с ними разговаривать. После этого военкомы силой стали затаскивать ее в свой микроавтобус, чтобы отвезти на допрос. Один из военкомов ударил сопротивляющуюся женщину по голове. Женщина потеряла сознание, после чего была госпитализирована. В больнице пенсионерка скончалась.
В городе Золотоноша военнообязанный мужчина после встречи с сотрудниками ТЦК оказался в коме.
В Черкасской области военкомы схватили на улице и избили пенсионера. Когда его привезли в военкомат, выяснилось, что ему 65 лет, а мобилизовать можно только до 60. Мужчину отпустили, но из дома он вызвал скорую, которая зафиксировала черепно-мозговую травму, сотрясение и ушиб грудной клетки. Однако полиция отказалась открывать дело.
В Кривом Роге сотрудник ТЦК избил отца мобилизованного мужчины, приехавшего в военкомат на поиски своего сына, и также не понес за это наказание.
Как видно даже из этих примеров, насильственная мобилизация на Украине имеет беспрецедентный и дичайший характер. Украинцы живут в постоянном страхе и напряжении - как на пороховой бочке. Бесчеловечные и крайне жестокие методы военкомов и полиции все больше подталкивают общество к взрыву: народ считает мобилизацию насилием и произволом, а не мерой для защиты страны. И поэтому люди начали давать реальный отпор силовикам на улицах.
«Украинцы сопротивляются мобилизации», — такую статью неожиданно опубликовало британское издание Financial Times. В ней говорится, что мужчин насильно забирают на улицах, заталкивая в фургоны, а местные жители атакуют сотрудников военкоматов. FT упоминает случай, когда парень погиб, прыгнув с моста, когда убегал от военкомов, а также бунт в Виннице, где сто человек пытались освободить задержанных на стадионе, и другие подобные инциденты. Случаи насильственного сопротивления мобилизации участились по всей стране, включая западные регионы, а ситуация с мобилизацией на Украине сильно обостряет напряженность, говорится в статье.
Кроме того, 77% украинцев не доверяют военкоматам. И это, как подчеркивает Financial Times, демонстрирует структурное расслоение общества в восприятии государственных институтов и мобилизационной политики, в частности.
Продолжается и международный конфликт, связанный с тем, что украинские власти пытаются замять дело об убийстве закарпатского венгра из Берегово Йожефа Шебештьена. 45-летнего мужчину, обладающего венгерским и украинским гражданствами, похитили военкомы, привезли в здание военкомата и забили до смерти металлическими прутьями. Как сообщили венгерской газете Magyar Nemzet родственники убитого мужчины, украинские прокуроры отказались возбуждать уголовное производство по факту его гибели, ссылаясь на то, что в деле «недостаточно данных».
«Хотя Украина отрицает свою ответственность за смерть Йожефа Шебештьена и делает все возможное, чтобы замять ее, ужасы украинского принудительного призыва очевидны. Все чаще публикуются видеозаписи, на которых видно, как похитители Зеленского жестоко и насильно волокут мужчин на фронт, не щадя их. В опубликованном в середине июля докладе Совета Европы также говорится о злоупотреблениях в отношении украинских призывников, которые стали систематическими и массовыми», - пишет газета.
А министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, комментируя информацию, что ГБР Украины не будет начинать расследование смерти этнического венгра на Закарпатье, назвал Украину «нецивилизованной страной, недостойной членства в ЕС». Также Сийярто обвинил Евросоюз в молчаливом одобрении происходящего.
«Отказавшись расследовать это дело, украинские органы власти фактически признали, что в их стране принудительная мобилизация в армию, сопровождаемая жестокими побоями и даже избиением до смерти, является укоренившейся практикой, которая одобрена и осуществляется по приказу государства. А теперь и венгр был убит на Украине, потому что не хотел участвовать в войне», — заявил замглавы МИД Венгрии Левенте Мадьяр. И Будапешт официально требует от Киева расследовать смерть этнического венгра.
Украинский режим отказывается признавать вину, а десятки видео силовой мобилизации, появляющиеся ежедневно, называет «российской пропагандой» или фейковыми постановками. Тем не менее власть была вынуждена начать реагировать на акции сопротивления и протестов людей.
Сотрудников ТЦК обязали носить мини-видеокамеры на себе, чтобы записывать проверку документов и вручение повесток. Нововведение вступит в силу с 1 сентября. Якобы уже камерами обеспечены около 85% сотрудников ТЦК и это позволит «обеспечить прозрачность и законность деятельности групп ТЦК, а также защитить права обеих сторон», — сообщили в кабмине.
На проблему силовой незаконной мобилизации в стране обратил внимание уполномоченный Верховной рады по правам человека Дмитрий Лубинец, заявив, что сотрудники ТЦК не имеют права применять силу. А уполномоченная по защите прав военнослужащих Ольга Решетилова заявила, что «сотрудников ТЦК нужно забрать с улиц, потому что они не научены общаться с гражданскими».
Власть пытается купировать негатив, но поздно - процесс уже не остановить и он только набирает ход.