Москва
19 мая 2025 / 00:55
Москва
19 мая 2025 / 00:55
Котировки
USD
19/05
97.9241
0.0000
EUR
19/05
104.8872
0.0000
Безопасность
Кто стоит за "третьей силой" в Южной Осетии?
Внутренние войска и госбезопасность Грузии, говорят аналитики
21 августа 2004 / 09:44


По утверждениям представителей конфликтующих сторон, в зоне грузино-осетинского конфликта ночные минометно-артиллерийские обстрелы населенных пунктов и позиций миротворцев, скорее всего, осуществляются некой «третьей силой», которая своими действиями провоцирует обострение обстановки. Подобные утверждения также не опровергаются и командованием российского контингента Смешанных миротворческих сил (СМС). Однако никто почему-то не решается прямо назвать эти силы. Грузины кивают на осетин, осетины на грузин. Россиянам, которые в силу своего статуса и мандата обязаны быть максимально дипломатичными и объективными, кивать не на кого. Они, используя наблюдательные посты и станции наземной артиллерийской разведки, определяют точные координаты стреляющих орудий и батарей, засекают расположение огневых точек, ведущих огонь по Цхинвалу и другим населенным пунктам РЮО.

Практически во всех случаях позиции огневых средств, ведущих провокационные обстрелы, оказываются на грузинской стороне в районах дислокации подразделений внутренних войск РГ. Само собой напрашивается предположение о том, что эта «третья сила», во-первых, находится на грузинской стороне, а, во-вторых, что она представлена или по крайней мере поддерживается некоторыми силовыми структурами Грузии, в частности, ВВ МВД РГ. При существующей в армии и МВД (в том числе грузинской) строгой иерархии трудно представить, что какой-то младший командир, даже если он «ну очень-очень горячий джигит», решится на многократное открытие огня без приказа.

Следовательно, «третья сила» вполне вероятно может быть представ-лена некой группой влиятельных офицеров ВВ МВД РГ, которые стремятся подтолкнуть грузинское руководство к решительным действиям в отношении «осетинских сепаратистов». При этом их практически открытая деятельность не могла бы оказаться вне поля зрения органов госбезопасности, представителями которых просто кишит зона конфликта. А раз госбезопасность молчит и не предпринимает попыток остановить провокаторов, можно с большой долей вероятности предположить, что и ее влиятельные представители примкнули к этой «третьей силе» или даже возглавили ее. Известно также, что многие офицеры МВД и госбезопасности были крайне недовольны политикой Э.Шеварднадзе в отношении автономий, во многом способствовали его смещению и приходу к власти М.Саакашвили, рассчитывая, что этот молодой, энергичный политик поведет себя в отношении Аджарии, Абхазии и РЮО так же решительно, как это в свое время делал З.Гамсахурдия. Тот, по их мнению, проиграл, поскольку допустил ряд ошибок, главная из которых состоит в том, что он не заручился поддержкой американцев.

Такой вывод аналитиков косвенно подтверждается рядом последних высказываний, сделанных руководителями некоторых силовых ведомств Грузии. В частности, руководитель министерства внутренних дел И.Окруашвили заявил, что «ночью напомнит осетинам о том, что они входят в состав Грузии». В Тбилиси ни для кого не секрет, что его в этом вопросе полностью поддерживает министр государственной безопасности В.Мерабишвили.

И, наконец, командующий миротворцами генерал С.Набздоров прямо назвал И.Окруашвили «третьей силой» после того, как грузинская сторона в очередной раз устроила в зоне конфликта провокацию, блокировав колонну миротворческих сил под дулами пушек и минометов.