В результате распада СССР Абхазия превратилась в одно из образовавшихся на постсоветском пространстве непризнанных государств. После победы в грузино-абхазской войне (1992-1993 гг.) местные власти контролируют всю территорию Абхазии, за исключением Кодорского ущелья. При Э.Шеварднадзе Абхазия стала «буферной зоной», которая ограждала от негативного внешнего влияния российские республики северо-западного Кавказа и прилегающее к границе Черноморское побережье Краснодарского края.
Геополитическое значение Абхазии стало еще более важным после прихода к власти в Тбилиси М.Саакашвили и усиления американского контроля над деятельностью грузинского правительства. Целью нынешнего американского правительства является установление полного политического доминирования США в стратегически важном Закавказье. Поэтому администрация США рассматривает неподконтрольные Тбилиси бывшие автономии в качестве нежелательного для себя фактора, который способствует сохранению российского влияния.
Меры, осуществленные после прихода к власти М.Саакашвили, свидетельствуют, что новое руководство в целом продолжает прежний курс всемерного давления на Абхазию с целью добиться ее капитуляции и признания власти Тбилиси. Но, в отличие от режима Э. Шеварднадзе, оно использует куда более наступательные методы давления на Абхазию.
Против Абхазии ведется пропагандистская война: в заявлениях грузинских политиков, местных и международных СМИ приводятся многочисленные сообщения о перевозках через территорию Абхазии наркотиков, присутствии в стране международных террористов, торговле оружием массовых притеснениях армян в Абхазии (закрытии армянских школ, сожжении в Абхазии армянских церквей и т.п.). Власти Грузии заявили о причастности спецслужб Абхазии к террористическим актам в Москве. По большей части все подобные сообщения были сознательной и грубой дезинформацией (к примеру, в нынешней Абхазии попросту нет ни одной армянской церкви).
Несмотря на начатое М.Саакашвили ускоренное военное строительство, грузинская армия в ближайшей перспективе не в состоянии самостоятельно разгромить пользующиеся поддержкой местного населения Абхазские Вооруженные силы. Возможно, грузинское руководство рассчитывает на повторение в Абхазии «балканского сценария» массированного военного вмешательства на стороне Тбилиси. Однако западные страны, в том числе США, пока явно не готовы к прямому военному вмешательству в грузино-абхазский конфликт. Они опасаются неизбежных осложнений в отношениях с Россией и дестабилизации ситуации в Кавказском регионе, которая явно противоречит их политическим и экономическим интересам.
США и НАТО могут пойти на повторение «балканского сценария» в Абхазии только в том случае, если для этого создастся благоприятная ситуация. А это не исключено: накануне очередных президентских выборов и ухода с политической арены Президента В.Ардзинба, в Абхазии все более нарастает внутриполитическая напряженность. Так что масштаб и конкретные формы возможного внешнего вмешательства во многом будут зависеть от развития ситуации в Абхазии в течение ближайших месяцев.
Спецслужбы США имеют отработанную технологию дестабилизации внутриполитической ситуации в других странах (Сербия, Грузия, Аджария). Она предусматривает сочетание массированного давления на власть извне (обвинения в нарушении прав человека, свободы слова, раздувание всевозможных скандалов для дискредитации неугодных США политиков и т.п.) с координируемыми и оплачиваемыми действиями местной оппозиции (пропагандистская атака на власть, обвинения в махинациях с выборами, демонстрации протеста, концентрация сил оппозиции в нужном месте для организации массовых беспорядков, политические убийства и т.п.).
В случае успеха правящий режим оказывается парализованным, побеждает оппозиция, и к власти в стране приходят те проамериканские политики, которые в данный момент необходимы США. Даже в случае провала, данный сценарий позволяет дестабилизировать ситуацию, осложнить положение неугодного США правящего режима и создать условия для военного вмешательства извне. В этом году подобная технология может быть использована и в Абхазии, но пока США и Грузия не проявляют заметной активности, так как не исключают победы на президентских выборах политика, который ориентируется на западные ценности.
Выборы президента Абхазии назначены на 3 октября 2004 г. Уже заявлено, что единым кандидатом в президенты от влиятельного оппозиционного объединения ветеранов грузино-абхазской войны «Амцахара» (в переводе - «Родовые огни») и общественно-политического движения «Единая Абхазия» будет генеральный директор госкомпании «Черноморэнерго» С.Багапш (в 1997-1999 гг. - премьер министр РА). Начали действовать инициативные группы по выдвижению другого бывшего премьера - А.Джергения, а также бывших министра иностранных дел РА С.Шамба и бывшего министра МВД А.Анкваб. Все данные политики ныне находятся в оппозиции. Представителем нынешней власти в начавшейся президентской гонке стал Премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба.
В сложившейся ситуации повторение в Абхазии сценария имевших место в 1999 г. безальтернативных выборов невозможно. С тех пор в стране сложилась многопартийная система, действуют несколько влиятельных оппозиционных партий и движений. К тому же процедура выдвижения кандидатов в президенты не является слишком сложной. В соответствии с Законом «О выборах президента Республики Абхазия», возможно выдвижение кандидата в президенты от группы избирателей (не менее 10 человек). После регистрации такой группы в Центральной избирательной комиссии РА она получает возможность собирать подписи в поддержку своего кандидата. В этом случае для выдвижения кандидата в президенты требуется собрать не менее 2000, но не более 2500 подписей избирателей, независимо от места проживания на территории Республики Абхазия. Правом выдвигать собственных кандидатов обладают и зарегистрированные партии, и общественно-политические движения Абхазии.
Нынешняя абхазская оппозиция, а также гуманитарные и неправительственные организации уже заявили, что не допустят махинаций на выборах. Очевидно, что вероятные попытки подобных махинаций могут дестабилизировать ситуацию и создать благоприятные условия для вмешательства США и НАТО. Необходимо подчеркнуть, что, согласно сочинским договоренностям (март 2003 г.), грузинское руководство имеет право в одностороннем порядке потребовать немедленного вывода российского миротворческого контингента из зоны грузино-абхазского конфликта, и Россия обязана это требование выполнить.
Избежать дестабилизации в Абхазии позволит только проведение максимально открытых и честных президентских выборов. Россия может выступить гарантом демократического характера выборов (оказать финансовую поддержку, прислать наблюдателей, предоставить техническую помощь и т.п.). В интересах России (и, естественно, местного населения), чтобы в результате демократических выборов в Абхазии появился популярный и дееспособный лидер, который будет пользоваться поддержкой населения и сумеет отстаивать его интересы. С точки зрения мирного урегулирования такой выбор выгоден и для Грузии: компромиссное решение абхазской проблемы может обеспечить только лидер с очень большим запасом народного доверия. Проблема в том, захочет ли вашингтонская администрация и все еще находящееся в эйфории аджарского успеха тбилисское руководство продолжать мирный процесс.
Геополитическое значение Абхазии стало еще более важным после прихода к власти в Тбилиси М.Саакашвили и усиления американского контроля над деятельностью грузинского правительства. Целью нынешнего американского правительства является установление полного политического доминирования США в стратегически важном Закавказье. Поэтому администрация США рассматривает неподконтрольные Тбилиси бывшие автономии в качестве нежелательного для себя фактора, который способствует сохранению российского влияния.
Меры, осуществленные после прихода к власти М.Саакашвили, свидетельствуют, что новое руководство в целом продолжает прежний курс всемерного давления на Абхазию с целью добиться ее капитуляции и признания власти Тбилиси. Но, в отличие от режима Э. Шеварднадзе, оно использует куда более наступательные методы давления на Абхазию.
Против Абхазии ведется пропагандистская война: в заявлениях грузинских политиков, местных и международных СМИ приводятся многочисленные сообщения о перевозках через территорию Абхазии наркотиков, присутствии в стране международных террористов, торговле оружием массовых притеснениях армян в Абхазии (закрытии армянских школ, сожжении в Абхазии армянских церквей и т.п.). Власти Грузии заявили о причастности спецслужб Абхазии к террористическим актам в Москве. По большей части все подобные сообщения были сознательной и грубой дезинформацией (к примеру, в нынешней Абхазии попросту нет ни одной армянской церкви).
Несмотря на начатое М.Саакашвили ускоренное военное строительство, грузинская армия в ближайшей перспективе не в состоянии самостоятельно разгромить пользующиеся поддержкой местного населения Абхазские Вооруженные силы. Возможно, грузинское руководство рассчитывает на повторение в Абхазии «балканского сценария» массированного военного вмешательства на стороне Тбилиси. Однако западные страны, в том числе США, пока явно не готовы к прямому военному вмешательству в грузино-абхазский конфликт. Они опасаются неизбежных осложнений в отношениях с Россией и дестабилизации ситуации в Кавказском регионе, которая явно противоречит их политическим и экономическим интересам.
США и НАТО могут пойти на повторение «балканского сценария» в Абхазии только в том случае, если для этого создастся благоприятная ситуация. А это не исключено: накануне очередных президентских выборов и ухода с политической арены Президента В.Ардзинба, в Абхазии все более нарастает внутриполитическая напряженность. Так что масштаб и конкретные формы возможного внешнего вмешательства во многом будут зависеть от развития ситуации в Абхазии в течение ближайших месяцев.
Спецслужбы США имеют отработанную технологию дестабилизации внутриполитической ситуации в других странах (Сербия, Грузия, Аджария). Она предусматривает сочетание массированного давления на власть извне (обвинения в нарушении прав человека, свободы слова, раздувание всевозможных скандалов для дискредитации неугодных США политиков и т.п.) с координируемыми и оплачиваемыми действиями местной оппозиции (пропагандистская атака на власть, обвинения в махинациях с выборами, демонстрации протеста, концентрация сил оппозиции в нужном месте для организации массовых беспорядков, политические убийства и т.п.).
В случае успеха правящий режим оказывается парализованным, побеждает оппозиция, и к власти в стране приходят те проамериканские политики, которые в данный момент необходимы США. Даже в случае провала, данный сценарий позволяет дестабилизировать ситуацию, осложнить положение неугодного США правящего режима и создать условия для военного вмешательства извне. В этом году подобная технология может быть использована и в Абхазии, но пока США и Грузия не проявляют заметной активности, так как не исключают победы на президентских выборах политика, который ориентируется на западные ценности.
Выборы президента Абхазии назначены на 3 октября 2004 г. Уже заявлено, что единым кандидатом в президенты от влиятельного оппозиционного объединения ветеранов грузино-абхазской войны «Амцахара» (в переводе - «Родовые огни») и общественно-политического движения «Единая Абхазия» будет генеральный директор госкомпании «Черноморэнерго» С.Багапш (в 1997-1999 гг. - премьер министр РА). Начали действовать инициативные группы по выдвижению другого бывшего премьера - А.Джергения, а также бывших министра иностранных дел РА С.Шамба и бывшего министра МВД А.Анкваб. Все данные политики ныне находятся в оппозиции. Представителем нынешней власти в начавшейся президентской гонке стал Премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба.
В сложившейся ситуации повторение в Абхазии сценария имевших место в 1999 г. безальтернативных выборов невозможно. С тех пор в стране сложилась многопартийная система, действуют несколько влиятельных оппозиционных партий и движений. К тому же процедура выдвижения кандидатов в президенты не является слишком сложной. В соответствии с Законом «О выборах президента Республики Абхазия», возможно выдвижение кандидата в президенты от группы избирателей (не менее 10 человек). После регистрации такой группы в Центральной избирательной комиссии РА она получает возможность собирать подписи в поддержку своего кандидата. В этом случае для выдвижения кандидата в президенты требуется собрать не менее 2000, но не более 2500 подписей избирателей, независимо от места проживания на территории Республики Абхазия. Правом выдвигать собственных кандидатов обладают и зарегистрированные партии, и общественно-политические движения Абхазии.
Нынешняя абхазская оппозиция, а также гуманитарные и неправительственные организации уже заявили, что не допустят махинаций на выборах. Очевидно, что вероятные попытки подобных махинаций могут дестабилизировать ситуацию и создать благоприятные условия для вмешательства США и НАТО. Необходимо подчеркнуть, что, согласно сочинским договоренностям (март 2003 г.), грузинское руководство имеет право в одностороннем порядке потребовать немедленного вывода российского миротворческого контингента из зоны грузино-абхазского конфликта, и Россия обязана это требование выполнить.
Избежать дестабилизации в Абхазии позволит только проведение максимально открытых и честных президентских выборов. Россия может выступить гарантом демократического характера выборов (оказать финансовую поддержку, прислать наблюдателей, предоставить техническую помощь и т.п.). В интересах России (и, естественно, местного населения), чтобы в результате демократических выборов в Абхазии появился популярный и дееспособный лидер, который будет пользоваться поддержкой населения и сумеет отстаивать его интересы. С точки зрения мирного урегулирования такой выбор выгоден и для Грузии: компромиссное решение абхазской проблемы может обеспечить только лидер с очень большим запасом народного доверия. Проблема в том, захочет ли вашингтонская администрация и все еще находящееся в эйфории аджарского успеха тбилисское руководство продолжать мирный процесс.