Так уж сложилось в мире после 1991 года, что когда в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне чихают, то всю планету встряхивает. Заняв положение единственной сверхдержавы мира, США сегодня делают свое присутствие в мировых делах ощутимым даже в самых удаленных районах Земного шара, пытаясь на свой лад вершить вопросы войны и мира, а порой и решать судьбы целых стран и народов.
Поэтому вполне естественно, что идущая сейчас в США президентская гонка привлекает особое внимание во всем мире. Политические элиты и простые граждане не столько с интересом, сколько с надеждой и тревогой ждут, кто же встанет у руля в Вашингтоне после весьма проблемного и травматичного для мирового сообщества восьмилетнего пребывания у власти Джорджа Буша-младшего.
Как метко заметил в своей недавней статье в американском еженедельнике "Ньюсуик" видный политолог и писатель из Сингапура Кишор Махбубани, выборы президента США являются, пожалуй, самыми антидемократическими в мире. Ведь на них голосуют всего 126 млн. американцев, а результат их выбора ощутят на себе 6,6 млрд. людей за пределами США. К тому же, если в отношении сограждан власть американского президента ограничена множеством конституционных актов и политических противовесов, то в отношении внешнего мира он имеет очень широкую свободу рук.
Нынешняя избирательная кампания не имеет аналогов во всей истории США. Впервые в "полуфинал" вышли три столь непохожих друг на друга и даже диаметрально отличных кандидата. Среди них впервые есть кандидат-женщина, а один из двух представителей сильного пола впервые имеет темный цвет кожи. Примечательно также и то, что если правящая Республиканская партия уже определилась с единым кандидатом на пост президента – 71-летним сенатором Джоном Маккейном, то у демократов пока остаются два идущих почти "ноздря в ноздрю" фаворита – 60-летняя сенатор и бывшая первая леди США Хилари Клинтон и 46-летний темнокожий сенатор Барак Обама.
После прошедших в марте первичных выборов в штате Миссисипи, формально у демократов лидирует Обама, победивший в 26 штатах и заручившейся поддержкой 1602 делегатов. Делегатам от штатов на партийном съезде в августе предстоит выбирать единого кандидата от Демократической партии на президентский пост. Клинтон победила в 16 штатах и имеет пока 1497 голосов. Для номинации на кандидата в президенты необходимо получить не меньше 2025 голосов. Аналитики предсказывают упорную борьбу претендентов вплоть до самого съезда, поскольку вряд ли кому из них удастся набрать нужное число голосов до августа.
В остальном выборы в целом идут по традиционным для США канонам, сопровождаясь периодическими попытками соперников обвалить рейтинг друг друга при помощи громких разоблачений и взаимных обвинений. Не обошлось и без неизменных скандалов, когда доверенные лица и помощники кандидатов вынуждены уходить в отставку после "неосторожных" заявлений или утечек информации, а также без вброса в СМИ "горячего" компромата. Наиболее свежий пример - появление в прессе информации о возможной супружеской измене Джона Маккейна, который в 1999 году якобы имел роман с некой Вики Айзман - профессиональной вашингтонской лоббистской.
Впрочем, за пределами США все это мало кого интересует. Гораздо больший интерес вызывают внешнеполитические пристрастия кандидатов и то, куда и на что они направят могучий американский военный и экономический потенциал после своего возможного избрания. По оценкам международных экспертов, наиболее кардинальные перемены во внешнеполитической сфере для самих США и остального мира вполне могут произойти в случае избрания новым президентом Барака Хуссейна Обамы.
"Внешнеполитический фактор" Обамы обусловлен, прежде всего, его происхождением – отец Барака приехал в США из Кении и хотя его мать была белой американкой из Канзаса, 800 млн. жителей "Черной Африки" несомненно оценят тот факт, что впервые в истории сын африканской земли займет кресло президента самой могущественной страны мира. С другой стороны, хотя сам Обама и не мусульманин, но его среднее имя Хуссейн, данное отцом-мусульманином, вполне может вызвать положительный отклик в сердцах мусульманского мира. Тем более, что Обама обещает покончить с войной в Ираке и "возобновить" американское лидерство в мире, убедив другие страны работать не против Америки, а вместе с ней над решением общих для всего человечества проблем.
По мнению некоторых наблюдателей, само избрание Обамы президентом США в принципе может одним махом сократить по крайне мере вдвое массовые антиамериканские настроения, распространенные в странах Азии и Африки, прежде всего в исламском мире. Если конечно харизматичному темнокожему кандидату удастся не только победить своих соперников на выборах, но и на деле реализовать те новые подходы к внешнеполитическим проблемам, которые декларируются в его программе.
В то же время, перспективы появления в Белом доме Обамы далеко неоднозначно воспринимаются в европейских странах, которых пугает ретивость и радикальный имидж энергичного молодого сенатора. Серьезной проблемой для него также может стать настороженное отношение влиятельного произраильского лобби, подозревающего Обаму в "недостаточной лояльности" интересам Израиля и встревоженного его намерениями начать прямые переговоры с Ираном.
А вот соперница-соратница Обамы по Демократической партии Хилари Клинтон напротив никаких проблем с израильским лобби не имеет. К тому же ее избрание очередным американским президентом готовы приветствовать в Европе. Имеющая репутацию "снежной королевы" американской политики холодная, осторожная и расчетливая Хилари очень импонирует европейцам, уставшим от "ковбойского" стиля и бесцеремонности Джорджа Буша. Относительно популярна она и в Латинской Америке, где уже были и есть несколько президентов-женщин и где многие сочувствуют женской судьбе Клинтон, прошедшей через унижения скандальной измены мужа - "плейбоя", но простившей его.
Клинтон, как и Обама, обещает вывести войска США из Ирака и начать переговоры с Ираном, однако она явно не обладает харизмой своего темнокожего конкурента и к тому же не пользуется особыми симпатиями в "третьем мире", в том числе в таких важных странах как Китай и Индия. В Пекине и Нью-Дели традиционно предпочитают иметь дело с консервативными, прагматичными и более предсказуемыми республиканскими президентами. Поэтому, если бы лидеры Китая и Индии могли выбирать, они, скорее всего, предпочли бы видеть в Белом доме "меньшее зло" для себя в лице Джона Маккейна.
Потомственный военный, бывший морской летчик, ветеран войны в Индокитае, пять с половиной лет пробывший во вьетнамском плену, консерватор до мозга костей Маккейн намерен в случае своего избрания в целом продолжать курс нынешней республиканской администрации. Впрочем, по ряду позиций он выглядит даже большим "ястребом", чем Джордж Буш и его окружение и готов продолжать "крестовый поход" за торжество американской "демократии" по всему миру с опорой на военную силу. Маккейн не намерен выводить войска из Ирака, настроен на продолжение конфронтации с Ираном и даже планирует создать параллельно ООН некую "Лигу демократий", в которой не будет места не только "странам-изгоям", но и России с Китаем.
Впрочем, горячая предвыборная риторика в США обычно после выборов преобразуется в более прагматичный и вменяемый курс. Поэтому многие наблюдатели не ждут от опытного и хорошо знающего международные проблемы Маккейна слишком больших сюрпризов в случае его победы, что, кстати, представляется крайне нелегкой задачей, учитывая непопулярность нынешней республиканской администрации в самих США.
Во внешнеполитической сфере особый интерес вызывает позиция трех претендентов на пост президента США в отношении России. Наиболее жестким здесь конечно выглядит сенатор Маккейн. Он резко критикует российское руководство за "отход от ценностей демократии, свободного рынка и ограничение политических свобод", "энергетический диктат" в отношении Европы и т.д. Сенатор предлагает исключить Россию из "большой восьмерки" и противопоставить ей солидарность стран НАТО "от Балтийского до Черного морей".
Довольно негативные оценки России дает также и Хилари Клинтон, известная своим знаменитым высказыванием об "отсутствии души" у Владимира Путина. Наиболее же миролюбивой в отношении Москвы выглядит внешне позиция Барака Обамы, который хотя и критикует Россию за "ревизию" демократических идеалов, но призывает к развитию с ней сотрудничества по вопросам, представляющим обоюдную выгоду. Впрочем, предвыборные заявления – это еще не реальная политика и, скорее всего, российско-американские отношения будут и дальше достаточно непростыми, независимо от того, кто сядет в кресло президента США в январе 2009 года.
В любом случае в ноябре этого года миру будет представлен новый президент США, с которым ему придется иметь дело как минимум в ближайшие 4 года. Оправдаются ли надежды тех, кто рассчитывает, что уверенная в своей мессианской роли сверхдержава планеты наконец-то предложит человечеству новую справедливую, сбалансированную и продуманную концепцию развития, сказать пока трудно. Ведь до сих пор американское руководство неоднократно демонстрировало свою неспособность понять всю сложность, многообразие и противоречивость нашего мира.
Поэтому вполне естественно, что идущая сейчас в США президентская гонка привлекает особое внимание во всем мире. Политические элиты и простые граждане не столько с интересом, сколько с надеждой и тревогой ждут, кто же встанет у руля в Вашингтоне после весьма проблемного и травматичного для мирового сообщества восьмилетнего пребывания у власти Джорджа Буша-младшего.
Как метко заметил в своей недавней статье в американском еженедельнике "Ньюсуик" видный политолог и писатель из Сингапура Кишор Махбубани, выборы президента США являются, пожалуй, самыми антидемократическими в мире. Ведь на них голосуют всего 126 млн. американцев, а результат их выбора ощутят на себе 6,6 млрд. людей за пределами США. К тому же, если в отношении сограждан власть американского президента ограничена множеством конституционных актов и политических противовесов, то в отношении внешнего мира он имеет очень широкую свободу рук.
Нынешняя избирательная кампания не имеет аналогов во всей истории США. Впервые в "полуфинал" вышли три столь непохожих друг на друга и даже диаметрально отличных кандидата. Среди них впервые есть кандидат-женщина, а один из двух представителей сильного пола впервые имеет темный цвет кожи. Примечательно также и то, что если правящая Республиканская партия уже определилась с единым кандидатом на пост президента – 71-летним сенатором Джоном Маккейном, то у демократов пока остаются два идущих почти "ноздря в ноздрю" фаворита – 60-летняя сенатор и бывшая первая леди США Хилари Клинтон и 46-летний темнокожий сенатор Барак Обама.
После прошедших в марте первичных выборов в штате Миссисипи, формально у демократов лидирует Обама, победивший в 26 штатах и заручившейся поддержкой 1602 делегатов. Делегатам от штатов на партийном съезде в августе предстоит выбирать единого кандидата от Демократической партии на президентский пост. Клинтон победила в 16 штатах и имеет пока 1497 голосов. Для номинации на кандидата в президенты необходимо получить не меньше 2025 голосов. Аналитики предсказывают упорную борьбу претендентов вплоть до самого съезда, поскольку вряд ли кому из них удастся набрать нужное число голосов до августа.
В остальном выборы в целом идут по традиционным для США канонам, сопровождаясь периодическими попытками соперников обвалить рейтинг друг друга при помощи громких разоблачений и взаимных обвинений. Не обошлось и без неизменных скандалов, когда доверенные лица и помощники кандидатов вынуждены уходить в отставку после "неосторожных" заявлений или утечек информации, а также без вброса в СМИ "горячего" компромата. Наиболее свежий пример - появление в прессе информации о возможной супружеской измене Джона Маккейна, который в 1999 году якобы имел роман с некой Вики Айзман - профессиональной вашингтонской лоббистской.
Впрочем, за пределами США все это мало кого интересует. Гораздо больший интерес вызывают внешнеполитические пристрастия кандидатов и то, куда и на что они направят могучий американский военный и экономический потенциал после своего возможного избрания. По оценкам международных экспертов, наиболее кардинальные перемены во внешнеполитической сфере для самих США и остального мира вполне могут произойти в случае избрания новым президентом Барака Хуссейна Обамы.
"Внешнеполитический фактор" Обамы обусловлен, прежде всего, его происхождением – отец Барака приехал в США из Кении и хотя его мать была белой американкой из Канзаса, 800 млн. жителей "Черной Африки" несомненно оценят тот факт, что впервые в истории сын африканской земли займет кресло президента самой могущественной страны мира. С другой стороны, хотя сам Обама и не мусульманин, но его среднее имя Хуссейн, данное отцом-мусульманином, вполне может вызвать положительный отклик в сердцах мусульманского мира. Тем более, что Обама обещает покончить с войной в Ираке и "возобновить" американское лидерство в мире, убедив другие страны работать не против Америки, а вместе с ней над решением общих для всего человечества проблем.
По мнению некоторых наблюдателей, само избрание Обамы президентом США в принципе может одним махом сократить по крайне мере вдвое массовые антиамериканские настроения, распространенные в странах Азии и Африки, прежде всего в исламском мире. Если конечно харизматичному темнокожему кандидату удастся не только победить своих соперников на выборах, но и на деле реализовать те новые подходы к внешнеполитическим проблемам, которые декларируются в его программе.
В то же время, перспективы появления в Белом доме Обамы далеко неоднозначно воспринимаются в европейских странах, которых пугает ретивость и радикальный имидж энергичного молодого сенатора. Серьезной проблемой для него также может стать настороженное отношение влиятельного произраильского лобби, подозревающего Обаму в "недостаточной лояльности" интересам Израиля и встревоженного его намерениями начать прямые переговоры с Ираном.
А вот соперница-соратница Обамы по Демократической партии Хилари Клинтон напротив никаких проблем с израильским лобби не имеет. К тому же ее избрание очередным американским президентом готовы приветствовать в Европе. Имеющая репутацию "снежной королевы" американской политики холодная, осторожная и расчетливая Хилари очень импонирует европейцам, уставшим от "ковбойского" стиля и бесцеремонности Джорджа Буша. Относительно популярна она и в Латинской Америке, где уже были и есть несколько президентов-женщин и где многие сочувствуют женской судьбе Клинтон, прошедшей через унижения скандальной измены мужа - "плейбоя", но простившей его.
Клинтон, как и Обама, обещает вывести войска США из Ирака и начать переговоры с Ираном, однако она явно не обладает харизмой своего темнокожего конкурента и к тому же не пользуется особыми симпатиями в "третьем мире", в том числе в таких важных странах как Китай и Индия. В Пекине и Нью-Дели традиционно предпочитают иметь дело с консервативными, прагматичными и более предсказуемыми республиканскими президентами. Поэтому, если бы лидеры Китая и Индии могли выбирать, они, скорее всего, предпочли бы видеть в Белом доме "меньшее зло" для себя в лице Джона Маккейна.
Потомственный военный, бывший морской летчик, ветеран войны в Индокитае, пять с половиной лет пробывший во вьетнамском плену, консерватор до мозга костей Маккейн намерен в случае своего избрания в целом продолжать курс нынешней республиканской администрации. Впрочем, по ряду позиций он выглядит даже большим "ястребом", чем Джордж Буш и его окружение и готов продолжать "крестовый поход" за торжество американской "демократии" по всему миру с опорой на военную силу. Маккейн не намерен выводить войска из Ирака, настроен на продолжение конфронтации с Ираном и даже планирует создать параллельно ООН некую "Лигу демократий", в которой не будет места не только "странам-изгоям", но и России с Китаем.
Впрочем, горячая предвыборная риторика в США обычно после выборов преобразуется в более прагматичный и вменяемый курс. Поэтому многие наблюдатели не ждут от опытного и хорошо знающего международные проблемы Маккейна слишком больших сюрпризов в случае его победы, что, кстати, представляется крайне нелегкой задачей, учитывая непопулярность нынешней республиканской администрации в самих США.
Во внешнеполитической сфере особый интерес вызывает позиция трех претендентов на пост президента США в отношении России. Наиболее жестким здесь конечно выглядит сенатор Маккейн. Он резко критикует российское руководство за "отход от ценностей демократии, свободного рынка и ограничение политических свобод", "энергетический диктат" в отношении Европы и т.д. Сенатор предлагает исключить Россию из "большой восьмерки" и противопоставить ей солидарность стран НАТО "от Балтийского до Черного морей".
Довольно негативные оценки России дает также и Хилари Клинтон, известная своим знаменитым высказыванием об "отсутствии души" у Владимира Путина. Наиболее же миролюбивой в отношении Москвы выглядит внешне позиция Барака Обамы, который хотя и критикует Россию за "ревизию" демократических идеалов, но призывает к развитию с ней сотрудничества по вопросам, представляющим обоюдную выгоду. Впрочем, предвыборные заявления – это еще не реальная политика и, скорее всего, российско-американские отношения будут и дальше достаточно непростыми, независимо от того, кто сядет в кресло президента США в январе 2009 года.
В любом случае в ноябре этого года миру будет представлен новый президент США, с которым ему придется иметь дело как минимум в ближайшие 4 года. Оправдаются ли надежды тех, кто рассчитывает, что уверенная в своей мессианской роли сверхдержава планеты наконец-то предложит человечеству новую справедливую, сбалансированную и продуманную концепцию развития, сказать пока трудно. Ведь до сих пор американское руководство неоднократно демонстрировало свою неспособность понять всю сложность, многообразие и противоречивость нашего мира.