Москва
2 августа 2025 / 09:44
Москва
2 августа 2025 / 09:44
Котировки
USD
02/08
97.9241
0.0000
EUR
02/08
104.8872
0.0000
Общество
Латвия: нацистское прошлое или настоящее?
Министерство культуры и образования Латвии отводит особую роль восстановлению у населения "исторической памяти"
30 сентября 2011 / 16:47
Латвия: нацистское прошлое или настоящее?
Министерство культуры и образования Латвии отводит особую роль восстановлению у населения "исторической памяти". И стоит заметить, что во многом руководство страны значительно преуспело. Регулярные марши и акции с участием молодых поклонников нацистского режима, атрибутика и знамена третьего рейха – все это нынешняя действительность Латвии.

После обретения независимости в Латвии появилось большое количество общественных деятелей, значительная часть которых ранее проживала в эмиграции. Они не упустили случая стать новой силой в условиях политического хаоса и эйфории от обретения желанной свободы. Некоторые из них и сейчас занимают руководящие должности, некоторые - продолжают оказывать влияние на умы из-за кулис. Как бы то ни было, вакуум национальной идентичности взялись заполнить именно такие активисты.

Одним из таких "рупоров правды" является Андрейс Межмалис, председатель организации легионеров Ваффен СС "Даугавские ястребы". С 1944 по 1950 год он находился в западной Германии в различных лагерях для беженцев, затем в 1950 году вместе с семьей уехал в США. Андрейс Межмалис окончил академию ВМС США и институт в Монтерее. С 2001 года являлся советником министра обороны Латвии и помогал руководству страны в вопросах вступления в НАТО. Не удивительно, что он занимает ярко выраженную антироссийскую позицию в своих трудах, из которых особенно интересна работа под названием "Латвийский легион. Информация, факты, правда".

В этой книге Межмалис дает альтернативный взгляд на историю. Этот взгляд полярно отличается от того, к которому привыкли и в бывшем Советском Союзе, и на Западе. Откровенно говоря, он героизирует участников латвийского легиона Ваффен СС. Латвийский добровольческий легион СС - национальное воинское формирование, созданное германским командованием в годы Второй мировой войны на территории Латвии. Это соединение входило в состав войск СС и состояло из двух дивизий: 15-й гренадерской и 19-й гренадерской. Именно ему посвящена публикация автора.

Межмалис щедро снабдил книгу иллюстрациями и фактами, которые не имеют подтверждения, что во многом объясняется желанием подстроить доказательный ряд под необходимый автору вывод. Неудивительно, что под многочисленными фото расстрелянного населения имеются говорящие подписи: "зверства советов", "расстрелы церковнослужителей советскими оккупационными войсками", "приказ НКВД приведен в действие" и прочие. Остается загадкой, из каких архивов взялись эти фотографии, потому как на этот счет автор молчит. Однако доподлинно известно, какие ужасы совершали доблестные легионеры.

Военные архивы говорят нам, что лишь за февраль и март 1944 года солдаты латышской дивизии СС уничтожили в Витебской области Белоруссии 138 деревень, убили 17 тысяч человек и угнали в Германию ещё 13 тысяч. Вот что нам известно о славных боевых традициях латвийского легиона из доклада начальника управления контрразведки СМЕРШ 2-го Прибалтийского фронта от 18 августа 1944 года: "Никто из раненых, захваченных фашистами из латышей, не избежал пыток и мучительных издевательств. Зверская расправа над ранеными советскими бойцами и офицерами была произведена солдатами и офицерами одного из батальонов 43-го стрелкового полка 19-й латышской дивизии СС".

Межмалис апеллирует тезисом о том, что солдаты этого легиона никогда не сражались на западном фронте, а участвовали только в боевых действиях против Советского Союза. Он не причисляет их к фашистам. Напротив, солдаты легиона – освободители родной страны. Однако Юлиан Вежбовский, руководитель польской организации "Витязь", писал, как во время обороны деревни Подгае одно из подразделений Войска польского попало в окружение. После дневного боя с превосходящими силами 15-ой латышской добровольческой дивизии СС полякам пришлось сдаться. Пленных польских бойцов связывали колючей проволокой, обливали бензином и заживо сжигали в закрытом сарае. Согласно рассказам местных жителей, солдаты латышского легиона СС во время сжигания поляков пели и плясали вокруг них. О преступлении латышских легионеров стало известно через три дня, когда деревня была отвоёвана и освобождена польскими войсками, обнаружившими останки 32 своих сгоревших товарищей. В 2009 г. в Подгае в память о зверски убитых бойцах был установлен монумент.

Оправдать массовые расстрелы еврейского населения в Рижском гетто в 1941 году Межмалис не берется. Путем подтасовки фактов автор приводит читателя к заключению о том, что в этих расстрелах участвовали не легионеры, а служба безопасности (СД) третьего рейха. Хотя большинство историков имеют другое мнение на этот счет. А именно, они считают, что даже если латвийского легиона, как четко структурированного подразделения, на тот момент еще не существовало, то определенно точно эти расстрелы устраивали латвийские полицейские отряды, которые впоследствии и стали его основой, чему есть множество свидетельств.

Еще до образования эсэсовских подразделений в Латвии в 1941 году солдаты 21-го латышского полицейского батальона расстреливали лиепайских евреев в Шкедских дюнах, а каратели из 18-го латышского полицейского батальона устраивали массовые казни еврейского населения в городе Слониме на территории Белоруссии. Сразу после отхода Красной Армии летом 1941 года по стране прошло множество еврейских погромов, в ходе которых было убито в общей сложности около 5000 евреев.

Примечательно, что автор вообще не относит легион к войскам СС. Ношение латышами атрибутики СС на своей униформе Межмалис объясняет очень просто: такая униформа досталась легионерам от немцев, которые уже успели в ней повоевать. Тот факт, что само руководство Германии причисляло их к СС, автор не упоминает. Здесь стоит оговориться. Существовали два типа подразделений СС – так называемые "карательные" и боевые (такие как "Мертвая голова", "Адольф Гитлер" и другие), которые отличались особой выучкой и дисциплиной, и зарекомендовали себя в ходе короткой кампании во Франции. Латвийский легион относился к Ваффен СС (с нем. waffen - оружие), но лишь номинально и непродолжительно участвовал в боевых действиях, по-настоящему показав свои боевые умения именно в ходе карательных рейдов против мирного населения.

Межмалис часто путается в ходе изложения своей "истинной истории". Сначала он говорит, что набор на добровольных началах в латвийский легион был невозможен из-за того, что немцы оккупировали его страну (такое заявление сделал в 1941 г. глава самопровозглашенного правительства генерал О.Данкерс), а затем говорит, что на службу в него шли лишь истинные патриоты. Да и помимо прочего, служить в нем было особо почетно среди латышей. Автор навязывает вывод: деятельность легиона лишь опосредовано была связана с фашистами. Но в этой же книге, повествуя о командном составе латвийского легиона, он говорит, что многие офицеры, этнические латыши, приехали в Латвию из Германии прямо перед нападением на Советский Союз. Интересен и тот факт, что в 1942 году латвийская гражданская администрация сама для помощи вермахту предложила немецкой стороне создать на добровольческой основе вооружённые силы общей численностью 100 тыс. человек.

Как бы то ни было, в решении Нюрнбергского трибунала было ясно сказано: "Преступная деятельность СС самым логичным образом вытекала из тех принципов, на которых строилась эта организация. "Войска СС" в целом являются органической частью общей системы учреждений и организаций СС и безусловно преступны. Трибунал приходит к заключению, что преступная деятельность была достаточно широко известна членам организации для того, чтобы оправдать признание СС преступной организацией". Таким образом, никакими стараниями латвийских "патриотов" нельзя смыть позор службы латышей в этом подразделении.

Оценивая труд Межмалиса можно смело сказать, что с поставленной задачей автор справился неплохо. Можно быть уверенным, что многие читатели воспримут написанное за чистую монету, а обилие нестыковок и отсутствие элементарной доказательной базы никто не заметит или не захочет замечать. Все это будет выглядеть как должное в условиях современной информационной политики государства латвийского.

Латвия, будучи еще герцогством Курляндским, всегда находилась на условном рубеже двух культур – западной и восточной. Исторически этому государству приходилось нелегко, хотя непосредственно независимая история его насчитывает не так уж много лет. Теперь оно стоит на пути национального самоопределения. В современных реалиях руководству страны приходится постоянно балансировать в русле своей политики из-за желания приобщиться к европейской элите.

Казалось бы очевидным, что государства, которые победили во Второй мировой войне и венчали свою победу беспрецедентным международным трибуналом, не смогут найти общий язык с тем, кто гордится своей причастностью к истории третьего рейха. Многие помнят, что подразделения, подобные латвийскому легиону, существовали и в странах западной Европы. Разница в том, что там этого стыдятся, а в Латвии – воспевают. Европа не будет разговаривать на равных с тем, кто не может признать ошибок прошлого. Очевидно, что с нынешними героями латвийской версии истории страна не сможет стать настоящим Западом, куда устремлены все ее надежды. Чтобы стать полноправным членом этого клуба, весьма вероятно, что руководству страны вскоре придется серьезно пересмотреть отношение к проблеме итогов Второй мировой войны, в противном случае она рискует оказаться за бортом европейской политики.

В заключение хотелось бы привести актуальные слова директора Иерусалимского бюро Центра Симона Визенталя Э. Зуроффа о мероприятиях в Риге 16 марта 2010, посвящённых памяти солдат Латышского легиона СС: "Правда в том, что людям приходилось принимать тяжелое решение. Но если вы выбрали неправильную сторону, если поддержали режим, который убил десятки миллионов людей, то не думайте, что вы - герои. Самое печальное, что я сегодня видел во время шествия молодых людей, которые шли с флагами современной, демократической Латвии, чтобы выразить почтение этим людям".