
Завершился официальный визит в Москву министра обороны и военной промышленности Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и министра иностранных дел АРЕ Набиля Фахми. Помимо переговоров в формате "2+2" с министром обороны РФ Сергеем Шойгу и главой МИД России Сергеем Лавровым, высоких гостей принял президент России Владимир Путин, который отметил, что у России и Египта сохраняются давние, традиционно дружеские отношения, существует довольно много крупных перспективных проектов в торгово-экономической и других сферах и выразил надежду, что с формированием новой власти в Египте будут задействованы в полной мере все механизмы двустороннего сотрудничества.
Россия стала первым иностранным государством, которое посетил министр обороны и фактический руководитель Арабской Республики Египет ас-Сиси. Как известно, к лету прошлого года страна раскололась практически на два лагеря - сторонников пришедших к власти в результате демократических выборов "братьев-мусульман" и оппозиции, выступающей за сохранение более светского, демократического Египта. Против узурпации власти в стране "братьями-мусульманами" выступали и другие исламистские группировки, в частности, салафиты. На фоне все ухудшавшегося финансово-экономического положения и возрастающей угрозы перерастания уличных беспорядков в полномасштабную гражданскую войну, руководство египетской армии вынуждено было вмешаться в этот внутренний конфликт, отстранило от власти президента Мухаммеда Мурси и, по сути дела, совершило военный переворот.
Сейчас Египет готовится к новым президентским и парламентским выборам, деятельность бывшего президента Мурси расследуется в судебном порядке. Накануне визита египетских министров в Москву председатель конституционной комиссии Египта и экс-глава Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса сообщил, что фельдмаршал Абдель Фатах ас-Сиси намерен по возвращении из России официально объявить о выдвижении своей кандидатуры на предстоящие президентские выборы.
Первая встреча российских и египетских министров в формате "2+2" состоялась в Каире в ноябре 2013 года. Одновременно в египетский порт Александрию заходил флагман Тихоокеанского флота ВМФ России крейсер "Варяг", являющийся своего рода витриной военно-технических возможностей России. В центре внимания тех переговоров были перспективы налаживания двустороннего сотрудничества между двумя странами в военной и военно-технической сферах.
Стоит напомнить, что до 1973 года основным партнером Египта в этой области был СССР, но после заключения при посредничестве Вашингтона мирного договора с Израилем египетское руководство переориентировалось на сотрудничество в области ВТС на США. Все последние годы Египет получал ежегодно на безвозмездной основе американских вооружений на сумму в $1,4 млрд, Пентагон также готовил офицерские кадры и военных специалистов для ВС Египта.
Однако американские власти, как и большинство руководителей стран Евросоюза, формально не одобрили насильственное отстранение от власти президента АРЕ Мухаммеда Мурси и пока воздержались от признания легитимности нового режима, а в октябре 2013 года сократили свою финансовую и военную программу помощи Египту. Похоже, что Запад взял тайм-аут для того, чтобы убедиться в прочности новых властей. В Вашингтоне считают, что поспешное сближение с "военной хунтой" может навредить имиджу США как проводника моделей западной демократии во всем мире. В условиях сохраняющейся сложной внутриполитической обстановки в стране и роста террористической угрозы в регионе ас-Сиси вынужден был искать новые, альтернативные источники снабжения национальных вооруженных сил.
По некоторым сведениям, Вашингтон якобы негласно дал понять Каиру, что не будет возражать против частичной диверсификации источников вооружений египетской армии, в том числе и с использованием возможностей России. Тем более, что на вооружении ВС Египта остается значительное количество устаревших образцов оружия и боевой техники советского производства (по оценкам специалистов, до 40%). В целях поддержания их в рабочем состоянии Египет закупил за последние 10 лет запчасти и боеприпасы в России на общую сумму в $350-400 млн. В качестве финансовых спонсоров возможных новых крупных контрактов по ВТС между АРЕ и РФ египтяне рассматривают Саудовскую Аравию и ОАЭ, которые уже оказывают значительную финансовую и материальную помощь новым египетским властям.
Первая поставка российского оружия в Египет может состояться уже до середины 2014 года. Всего, как ожидается, Каир закупит в России военного имущества (системы ПВО, боевые вертолеты, истребители МиГ-29, танки, противотанковые комплексы и т.п.) на сумму от $2 млрд до $4 млрд. Сегодня годовой товарооборот между нашими странами составляет около $3 млрд, и в ближайшие годы его планируется удвоить.
На последней встрече в Москве стороны договорились ускорить работу по подготовке документации по военно-техническому сотрудничеству и расширить диапазон военных связей (борьба с терроризмом, совместные маневры и учения, заходы кораблей, подготовка военных кадров и т.п.). На своей встрече главы внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран заявили о единстве позиции по отношению к теме № 1 ближневосточной повестки дня – к сирийскому конфликту. "Министры подтвердили полное уважение суверенитета Сирии и категорическое неприятие любого внешнего вмешательства в ее дела", – говорится в совместном заявлении. Такая позиция новых египетских властей прямо противоположна заявлениям их предшественников. Так, Мухаммед Мурси открыто призывал к внешней интервенции против режима Башара Асада, выступал в поддержку "сирийского восстания", а накануне своего свержения даже разорвал дипломатические отношения с Дамаском.
Таким образом, наметившееся сотрудничество России с Египтом в сфере ВТС и других областях, свидетельствует о тенденции к восстановлению позиций нашей страны в арабском мире и на Ближнем Востоке в целом. Следует учитывать, что, несмотря на довольно сложное финансово-экономическое положение, Египет с его 85-миллионным населением, относительно высоким научно-техническим потенциалом, развитыми экономикой и инфраструктурой, а также стратегически важным географическим положением и наличием запасов углеводородов продолжает быть одним из лидеров арабского мира и играет весьма важную роль на африканском континенте. Каир остается важнейшим звеном в системе региональной безопасности и с этим обстоятельством приходится считаться в Вашингтоне, Брюсселе, Тель-Авиве, Эр-Рияде, Абу-Даби и других столицах. России как никогда важно попытаться восстановить утраченные с советских времен позиции в этой стране. Сближение Москвы с Каиром самым благоприятным образом сказалось бы на стабилизации общей военно-политической обстановки на Ближнем Востоке.
Безусловно, пока преждевременно говорить об окончательном успехе российской дипломатии на египетском направлении, поскольку и саму крупную сделку в области ВТС и дальнейшие перспективы российско-египетских отношений во всех областях можно рассматривать как уравнение со многими неизвестными. Здесь нельзя сбрасывать со счетов и сохраняющуюся весьма сложную и трудно предсказуемую внутриполитическую обстановку в самом Египте, и позиции Вашингтона, Эр-Рияда, Тель-Авива других внешних игроков, которые могут повлиять на последующие события.
В то же время усиление угрозы расползания радикального исламского экстремизма и международного терроризма в регионе и мире объективно подталкивает руководство США, Израиля, Саудовской Аравии, других заинтересованных стран к взаимодействию с Россией в области международной и региональной безопасности. Например, Вашингтон не возражал против диверсификации ВТС своего регионального партнера - Ирака с Россией, Украиной, Чехией. Соединенные Штаты закупали российские военные вертолеты для ВС Афганистана, осуществляется тесное сотрудничество США, ЕС, других стран с Россией в операции по ликвидации сирийского химического оружия. Так что сегодня все же есть вполне реальные основания для оптимизма.