
Недавний визит на Кубу президента США Барака Обамы, который в Соединенных Штатах уже назвали "прорывом" в отношениях между двумя странами, в Гаване оценивается несколько иначе. Той дозы "политического потепления", которую привез с собой Обама, оказалось явно недостаточно для того, чтобы растопить лед недоверия, скопившийся за шесть десятилетий жесткой вражды. И это ясно дал понять в своей статье-отповеди с ироничным названием "Брат Обама" кубинский лидер Фидель Кастро.
Кастро процитировал некоторые высказывания Обамы во время его выступления 22 марта перед кубинцами в Большом театре имени Алисии Алонсо в Гаване. Анализируя эти пассажи главы Белого дома, Кастро отметил, что жители острова подверглись "риску получить инфаркт", услышав, как Обама произносил "медовые" речи о кубинцах, называя их и граждан США "друзьями и членами одной семьи". Фидель, имеющий все основания не доверять искренности своих северных соседей (против него американские спецслужбы готовили 637 (!) покушений), подчеркнул, что эти "сладкие" слова Обамы прозвучали, по меньшей мере, странно "на фоне беспощадной американской блокады, которая продолжается уже почти 60 лет, ...после гибели кубинцев в результате нападений наемников… и после многочисленных актов насилия".
С присущей ему прямотой 89-летний Кастро заявил, что Куба "не нуждается в подарках империализма", а народ Острова Свободы "никогда не отречется от славы, прав и духовного богатства, которые он получил после революции благодаря развитию образования, науки и культуры". "Мы способны производить необходимое продовольствие и материальные ценности благодаря усилиям и интеллекту нашего народа", - подчеркнул кубинский лидер. И он по праву гордится успехами своих соотечественников, сумевших в трудных условиях добиться, опираясь, прежде всего, на бескорыстную помощь СССР, впечатляющих достижений во многих областях хозяйственного и культурного строительства.
Кастро назвал несостоятельной попытку Обамы подчеркнуть схожесть исторических этапов формирования Кубы и США. "Обама сказал, что обе наши страны были построены рабами, завезенными из Африки. Однако он забыл упомянуть, что расовая дискриминация была ликвидирована именно кубинской революцией, а пенсии и зарплаты для всех кубинцев были учреждены еще до того, как американскому президенту исполнилось 10 лет", - отметил Фидель Кастро в своей статье. Так что, попытка главы Белого дома сыграть на некой "расовой солидарности", "общности исторических судеб" просто-напросто провалилась.
Желание Вашингтона воссоздать пресловутую "доктрину Монро" и вновь распространить утерянное в последние десятилетия влияние на весь американский континент, особенно на Латинскую Америку, понятно, но вряд ли осуществимо. Аргентина и Бразилия, Боливия и Венесуэла, Никарагуа и Мексика давно уже проводят самостоятельную политику, часто вызывающую раздражение и даже озлобленность Белого дома. Что уж тут говорить о "строптивой" Кубе, которую никакими заманчивыми посулами и "медовыми речами" не заставишь поверить в доброту и сердечность "дяди Сэма", явившегося в лице Обамы.
Да и как поверить в искренность намерений Вашингтона наладить, наконец, добрососедские отношения с Кубой, если до сих пор Белый дом и слышать не желает о ликвидации своей незаконно удерживаемой военно-морской базы Гуантанамо. Напомню, что договор об аренде этой базы (сроком на 100 лет), расположенной в одноименном заливе на юго-востоке Кубы, был заключен еще в 1903 году, после американо-испанской войны. Плата за аренду, срок которой истек в 2002 году, чисто символическая – $3400 в год. За аналогичные базы на Тайване и Филиппинах в 1950-1970-е годы США платили ежегодно соответственно $120 и $140 млн.
После победы революции кубинское правительство во главе с Фиделем Кастро отказалось, начиная с 1961 года, принимать от США смехотворную плату за аренду базы Гуантанамо, потребовав ее ликвидации или, в противном случае, увеличения арендной платы в 50 раз. Получив на это совершенно справедливое требование отказ, Гавана в том же году в одностороннем порядке вышла из американо-кубинского соглашения 1934 года, подтверждающего условия аренды. Но США вообще отказались от переговоров с Кубой по этому вопросу, наращивая своё военное присутствие в Гуантанамо. Более того, на базе была размещена печально известная тюрьма, где заключенных подвергают изощренным пыткам и издевательствам, которые заставляют вспомнить времена средневековой инквизиции и гитлеровского фашизма.
Так может ли Фидель Кастро, которого в Вашингтоне всю жизнь предавали анафеме, верить во внезапно вспыхнувшие дружеские чувства "брата Обамы"? Конечно же, нет. И показательно то, что, когда после совместной пресс-конференции Обамы и Рауля Кастро в Гаване американский президент попытался было обнять своего коллегу и похлопать его по плечу, тот демонстративно дал ему понять, что такое проявление "дружеских чувств - излишне. Их надо доказывать конкретными делами, которых пока нет.