Премьера оперы старинного французского композитора Андре Гретри "Петр Великий" была обставлена с типичным геликоновским размахом. Представление начиналось прямо с вешалки, путь от которой в зрительный зал был украшен нарумяненными и декольтированными прелестницами, явно не достигшими еще возраста согласия. Заканчивалось – шампанским и морепродуктами в кляре. В зале присутствовал французский посол, который, собственно, и заказал театру всю эту музыку.
Опера "Петр Великий" относится к той части музыкального наследия, которая интересна исключительно как музейный экземпляр. Соответствующим образом такие опусы и принято ставить во всем мире. Но волей прихотливой музы либреттиста Жана-Никола Буйи нам эта опера интересна еще и из-за ее главного персонажа. Пусть влюбленные и добродетельные Петр с Екатериной – всего лишь безжизненные маски, в опере имеются Лефорт, Меншиков и слово "Москва", и этого достаточно, чтобы объявить спектакль нашим подарком Петербургу (спектакль отправится туда в апреле), а в финале под хохот зрителей вывезти на крошечную геликоновскую сцену облегченную копию Медного всадника.
Короче говоря, понятно, что никаким аутентизмом в этой постановке не пахнет. Начиная от незатейливой музыки, которой к тому же здорово досталось от питерского маэстро Сергея Стадлера, и кончая соленым юмором режиссуры Дмитрия Бертмана и дешевым актерским переигрыванием, все в этом спектакле говорит о его принадлежности к трэш-культуре. Со сцены доносится смесь французского с нижегородским, причем французский иногда напоминает русский матерный. Мужчины без конца лапают оголенные женские торсы, украшающие носы кораблей (дело происходит на голландских верфях, где юный Петр учится плотницкому искусству). Живые женщины в это время страдают, что лапают не их.
В этом спектакле, как ни в каком другом, Бертман приблизился к клоунаде, причем самого народного толка. Поселяне и поселянки танцуют на костылях с бодростью уличных акробатов, в другом случае слушателей веселит хор пловчих или аккомпанемент скрипучих дверей, ну а в главной паре комиков – Жорже (Дмитрий Овчинников) и Женевьеве (Елена Гущина) – безусловно есть что-то от Петросяна и Елены Степаненко.
Впрочем, наперекор воле авторов этого произведения в постановке комиками являются практически все герои. Больше всего не пощадил Бертман главную влюбленную пару. Российский император – какой-то бесхарактерный нарцисс. На эту роль нашли двадцатилетнего воспитанника Гнесинского училища Максима Миронова с нежной внешностью и столь же нежным и легким голосом. Зато уж его избранница Екатерина, которую играет опытная местная прима Елена Вознесенская, – женщина не промах. Тип девушки, поставившей себе целью выйти замуж за иностранца, объединяется в ее героине с марионеточными ужимками первых леди.
Несмотря на общую музыкальную неряшливость постановки, в которой Стадлер умудрился навалять и как дирижер, и как скрипач-солист (находчивый Бертман решил использовать питерского гостя как "два в одном" и придумал для него вставной номер из инструментального концерта все того же Гретри), исполнителей главных ролей все же стоит похвалить. Их усилиями слушатель не забывает, что кроме цирковых номеров в опере "Петр Великий" имеются еще арии и дуэты.
Екатерина Бирюкова // "Известия"
Опера "Петр Великий" относится к той части музыкального наследия, которая интересна исключительно как музейный экземпляр. Соответствующим образом такие опусы и принято ставить во всем мире. Но волей прихотливой музы либреттиста Жана-Никола Буйи нам эта опера интересна еще и из-за ее главного персонажа. Пусть влюбленные и добродетельные Петр с Екатериной – всего лишь безжизненные маски, в опере имеются Лефорт, Меншиков и слово "Москва", и этого достаточно, чтобы объявить спектакль нашим подарком Петербургу (спектакль отправится туда в апреле), а в финале под хохот зрителей вывезти на крошечную геликоновскую сцену облегченную копию Медного всадника.
Короче говоря, понятно, что никаким аутентизмом в этой постановке не пахнет. Начиная от незатейливой музыки, которой к тому же здорово досталось от питерского маэстро Сергея Стадлера, и кончая соленым юмором режиссуры Дмитрия Бертмана и дешевым актерским переигрыванием, все в этом спектакле говорит о его принадлежности к трэш-культуре. Со сцены доносится смесь французского с нижегородским, причем французский иногда напоминает русский матерный. Мужчины без конца лапают оголенные женские торсы, украшающие носы кораблей (дело происходит на голландских верфях, где юный Петр учится плотницкому искусству). Живые женщины в это время страдают, что лапают не их.
В этом спектакле, как ни в каком другом, Бертман приблизился к клоунаде, причем самого народного толка. Поселяне и поселянки танцуют на костылях с бодростью уличных акробатов, в другом случае слушателей веселит хор пловчих или аккомпанемент скрипучих дверей, ну а в главной паре комиков – Жорже (Дмитрий Овчинников) и Женевьеве (Елена Гущина) – безусловно есть что-то от Петросяна и Елены Степаненко.
Впрочем, наперекор воле авторов этого произведения в постановке комиками являются практически все герои. Больше всего не пощадил Бертман главную влюбленную пару. Российский император – какой-то бесхарактерный нарцисс. На эту роль нашли двадцатилетнего воспитанника Гнесинского училища Максима Миронова с нежной внешностью и столь же нежным и легким голосом. Зато уж его избранница Екатерина, которую играет опытная местная прима Елена Вознесенская, – женщина не промах. Тип девушки, поставившей себе целью выйти замуж за иностранца, объединяется в ее героине с марионеточными ужимками первых леди.
Несмотря на общую музыкальную неряшливость постановки, в которой Стадлер умудрился навалять и как дирижер, и как скрипач-солист (находчивый Бертман решил использовать питерского гостя как "два в одном" и придумал для него вставной номер из инструментального концерта все того же Гретри), исполнителей главных ролей все же стоит похвалить. Их усилиями слушатель не забывает, что кроме цирковых номеров в опере "Петр Великий" имеются еще арии и дуэты.
Екатерина Бирюкова // "Известия"