
Развитие ситуации на Карабахском фронте показывает, что противоборствующие стороны будут сражаться с переменным успехом до «предпоследнего снаряда» в надежде на прямое вмешательство в войну «третьей силы». Хотя, уже сейчас на стороне Азербайджана открыто выступает Турция.
Лидеры государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта – Россия, Франция и США – выступили в пользу незамедлительного прекращения вооруженного противостояния и безусловного возобновления переговорного процесса. С таким же призывом обратился к Баку и Еревану Совет Безопасности ООН. Вместе с тем противники продолжают обвинять друг друга в разжигании конфликта и выступать с воинствующими заявлениями.
Девять дней войны, как представляется, еще не хватило сторонам для доведения до грани полного разгрома противника или исчерпания своих возможностей. Военные сводки о результатах боевых действий и потерях вызывают откровенные сомнения. Если верить публикуемым сведениям, то вооруженные силы непризнанной Народно-Карабахской Республики (НКР) и Азербайджана нанесли друг другу урон, несопоставимый с способностями к дальнейшим активным действиям. Правдоподобным является лишь то, что Армения и Азербайджан постоянно перебрасывают на передовую новые группы резервов.
По сути, война ведется между Азербайджаном и Арменией непосредственно в Нагорном Карабахе и на прилегающей к нему территории, захваченной войсками НКР в ходе предыдущих столкновений. Слав Богу, президенту Ильхаму Алиеву и премьер-министру Николе Пашиняну еще хватает выдержки воздерживаться от расширения боевых действий и распространения их на земли Армении и Азербайджана. В этом случае конфликт будет носить совершенно иной характер с непредсказуемыми последствиями.
При этом в любом случае никто не заинтересован в развитии событий по этому, непредсказуемому сценарию. Сторонние наблюдатели не сомневаются в том, что Баку, являющийся инициатором нынешнего обострения конфликта, не способен достичь желаемой цели – отвоевать захваченную местность. Что касается Еревана, то он не допустит утери завоеванных позиций. Хотя, повторяем, обе столицы не против хотя бы косвенного вмешательства в войну третьих стран.
Россия в данной исключительно сложной ситуации намерена сохранять твердый нейтралитет и вмешаться в него лишь только когда враждующие стороны исчерпают свои военные возможности и выразят твердые намерения приостановить боевые действия и возобновить переговоры о прекращении огня и комплексном урегулировании территориальных противоречий. Москва демонстративно не поддерживает ни одну из сторон и, тем более, не оказывает кому-то военной или другой помощи.
Что касается других участников Минской группы ОБСЕ, то они занимают примерно такую же позицию и будут делать все, чтобы консолидировано предотвратить расширения вооруженного конфликта.
А пока позиция наблюдателей сводится к определению «поиграются в войну, выпустят пар и прекратят стрелять»…
Кому выгодная эта война – тема для другого разговора, на которую мы обратим внимание позже.