
Власти России и отечественная нефтегазовая отрасль продолжают активное обсуждение перспектив освоения Арктики. Президент России Владимир Путин 26 октября утвердил стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В частности, в документе прописаны амбициозные ориентиры по добыче углеводородов. К примеру, объем производства сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике в 2024 году должен достигнуть 43 млн тонн в год, в 2030 году - 64 млн, а в 2035 году - 91 млн.
Уточняется, что реализация стратегии позволит выйти на эти целевые показатели с уровня 2018 года в 8,6 млн тонн СПГ в год. При этом в утвержденной в 2020 году Энергетической стратегии России до 2035 года общий объем производства СПГ в стране в 2035 году установлен в коридоре 80-140 млн тонн.
Доля добываемой в РФ арктической нефти в общем объеме ее национального производства должна увеличиться с 17,3% в 2018 году до 20% в 2024 году, затем до 23% в 2030 году и 26% в 2035 году.
При этом добыча природного газа в российской части Арктики, согласно стратегии, лишь скорректируется, снизившись с уровня 2018 года в 82,7% до 82% в 2024 году, 81% в 2030 году и 79% в 2035 году.
В стратегии отмечается, что континентальный шельф Арктики РФ, по оценкам экспертов, содержит более 85,1 трлн кубометров газа и 17,3 млрд тонн нефти (включая газовый конденсат). Арктическая зона сегодня обеспечивает добычу более 80% горючего природного газа и 17% нефти (включая газовый конденсат) в РФ.
Но на развитие нефтегазовых проектов в Арктике компаниям требуются льготы. А также скоординированность в планах. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 21 октября публично заявлял о проблеме отсутствия единого ответственного регулятора за Арктику. В тот день глава Правительства провел выездное (в Мурманской области) совещание о перспективах развития Северного морского пути (СМП). Михаил Мишустин обратил внимание на актуальную проблему – отсутствие целостной картины развития транспортной инфраструктуры арктической зоны страны. Причина – в нескольких ответственных. Так, госкорпорация «Росатом» наделена функциями оператора Севморпути, отвечает только за ледокольную проводку и развитие портов в границах транспортного коридора. А порты за границей СМП и прочая транспортная инфраструктура — это сфера ответственности Министерства транспорта РФ. Премьер-министр видит необходимость изменить подход. То есть нужен интегральный план и один ответственный за логистику в Арктике.
Есть и проблема динамики загрузки СМП. Пока, за 9 месяцев 2020 года, общий объем перевозок по СМП составил 24,5 млн тонн. В 2019 году объем перевозок грузов в акватории СМП достиг 31,5 млн тонн. А до 2024 года, согласно указу В. Путина, необходимо транспортировать по маршруту уже 80 млн тонн в год. План не пересмотрен, но может быть сорван. И если ранее большие ставки делались на угли миллиардера Дмитрия Босова (в мае был найден застреленным в своем доме на Рублевке, версия следствия – самоубийство), то теперь, помимо ожиданий роста предложения СПГ с ямальских производственных линий НОВАТЭКа, надежды и на нефтяной проект «Роснефти» «Восток Ойл». Так что у главы госнефтеконцерна Игоря Сечина стимул просить больше льгот под проект. И шансы на одобрение преференций повышаются – так как без прогресса по нефтекластеру «Восток Ойл» срыва планов годовой загрузки СМП до 80 млн к 2024 году будет весьма сложно избежать.
Глава «Роснефти» на Евразийском экономическом форуме в Вероне 22 октября анонсировал возможность расширения перевалочных мощностей порта в бухте Север на Таймыре, где, помимо 100 млн тонн нефти в год, запланирована перевалка 35-50 млн тонн СПГ и 50 млн тонн угля.
В общем, проект «Восток Ойл» и СПГ-проекты НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане должны стать основным источником для расширения грузопотока по СМП до обозначенного Путиным уровня к 2024 году. Согласно одобренному правительством паспорту федерального проекта, «Восток Ойл» уже в 2024 году должен обеспечить «артерии» 30 млн тонн грузов.
Уже известно о новых утвержденных Роснедрами изменениях в проект пробной эксплуатации Пайяхского месторождения (принадлежит «Нефтегазхолдингу»). Этот актив с запасами 1,2 млрд тонн должен стать ключевым в совместном проекте «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» – «Восток Ойл».
Ресурсы «Восток Ойла» «Роснефть» оценивала в 5 млрд тонн нефти. Помимо Пайяхи в «Восток Ойл» войдут месторождения Ванкорского кластера «Роснефти», нефть которых планируется поставлять по трубопроводу на Таймыр для отправки по СМП через будущий порт в бухте Север.
Если месторождения кластера уже разрабатываются, то Пайяха и примыкающий к ней Западно-Иркинский участок «Роснефти» пока в фазе геологоразведки, сроки их промышленной разработки не называются. При этом «Роснефть» уже получила налоговые льготы для проекта «Восток Ойл». И руководитель госконцерна Игорь Сечин призвал подключаться к нему иностранных инвесторов. О льготах в Арктике высказался на октябрьском совещании по развитию СМП глава Минприроды РФ – Дмитрий Кобылкин предложил схему компенсации затрат на геологоразведку в Заполярье.
В стратегии Заполярья отдельным пунктом обозначен геополитический риск – рост конфликтного потенциала в Арктике. Что требует постоянного повышения боевых возможностей группировок войск Вооруженных Сил РФ в Арктической зоне.