Юрий Веселов, военный обозреватель
6 мая в Каире завершились двухдневные турецко-египетские консультации по нормализации прерванных в 2013 году дипломатических отношений.
Турецкую сторону на встречах представлял заместитель министра иностранных дел посол Седат Энал, египетскую – его коллега того же ранга Хамди Санад Лоза.
В итоговом заявлении говорится, что на переговорах основное внимание было уделено выявлению позиций сторон по мерам восстановления полноценных отношений между Анкарой и Каиром, взглядам на перспективы урегулирования кризисов с Ливии, Сирии и Ираке, соблюдению выработанных ООН международных норм уважения интересов других государств.
Отмечено, что дискуссии носили откровенный характер, что позволяло рассматривать вынесенные на обсуждение проблемы подробно и глубоко. Дополнительной информации внешнеполитические ведомства обеих стран не предоставили.
Стороны назвали диалог «предварительным, который обеспечивает продолжение переговоров с выявленных позиций». Вполне естественно, достигнута договоренность о развитии дискуссии.
Вместе с тем, выступая по национальному телевидению, вице-президент Турции Фуат Октай подчеркнул, что «Египет уважает подписанные правительством национального согласия Ливии (председатель Фаиз Саррадж) соглашения». Насколько это высказывание соответствует действительности, неизвестно. Но представители турецкого руководства часто грешат тем, что выдают желаемое за действительность.
Египетская сторона скупа на комментарии по тематике прошедших переговоров. Каир для полной нормализации отношений с Анкарой требует прекращения враждебной египетскому правительству пропаганды, экстрадиции из Турции наиболее одиозных лидеров египетской группировки «братья-мусульмане», выдачи некоторых активистов для совершения правосудия в Египте.
В Каире считают, что пересмотр турками экономической границы в восточной части Средиземного моря серьезно ущемляет интересы Греции, Кипра, Италии, Египта, Иордании, Израиля и Сирии. Египет наиболее активно стремится мирными средствами урегулировать данную проблему на основе возвращения Турции в международно признанные границы.
Египтяне выступают за политического решение кризиса в Ливии, настаивают на выводе всех иностранных сил из этой страны. Они вряд ли смирятся с продолжением военного присутствия Турции и всех наемников, и будут держать значительный воинский контингент у границ Ливии.
Вместе с тем возобновление турецко-египетских консультаций можно рассматривать как достижение успеха османской дипломатии. Египет мог бы выдвинуть Турции требование о предварительном выводе их Ливии всех иностранных наемников (сирийцев, суданцев, сомалийцев, чадцев и других) в качестве условия для начала переговоров. Таких требований не прозвучало…
Как будут развиваться события, покажет будущее. Однако вполне очевидно, что Турция полна решимости оставить за собой право вмешиваться во внутренние дела Ливии. Вряд ли турки откажутся от пересмотра морской границы, несмотря на давление со стороны других государств и международных организаций.