Москва
23 ноября 2025 / 13:45
Москва
23 ноября 2025 / 13:45
Котировки
USD
23/11
79.0246
0.0000
EUR
23/11
90.5625
0.0000
Политика
Топливный кризис Британии после Брексита: пир во время чумы?
Отвлекшемуся на геополитические игры премьер-министру Великобритании предстоит справиться с текущим фиаско в системе поставок...
4 октября 2021 / 19:33
Топливный кризис Британии после Брексита: пир во время чумы?

Джоанна Росс, журналистка, Шотландия

На геополитическом фронте Борис Джонсон, может, и делает успехи, воплощая свою стратегию "Глобальная Британия" и вступая в новые союзы вроде AUKUS, а внутри страны при этом все разваливается. Пустые полки в супермаркетах и очереди на заправках, куда люди теперь приходят с канистрами, чтобы набрать бензина про запас – далеко не весь список болезненных последствий выхода Великобритании из ЕС.

Нынешний премьер-министр – всем известный поклонник Уинстона Черчилля, но сейчас он, похоже, перегибает палку в подражании.  Черчилль не был особо искушен во внутриполитических вопросах, и после Второй мировой войны его популярность пошла на спад. А Джонсон в разгар нынешнего топливного кризиса объявляет о намерении запустить на земную орбиту ракеты в рамках нового проекта "Галактическая Британия", то есть происходящее на Земле премьер-министра даже близко не интересует.

Хронический дефицит водителей большегрузных автомобилей привел к тому, что топливо до заправочных станций просто-напросто не добирается, хотя в нем самом нехватки на данный момент нет. В результате возник ажиотажный спрос, люди приносят с собой канистры и запасают бензин. Это привело к вводу ограничений на некоторых автозаправочных станциях, и теперь более чем на 30 фунтов стерлингов один человек топлива закупить не может. Еще немного и за руль грузовиков вынуждены будут сесть военные. Ну чем не апокалипсис?

Нехватка водителей вызвала проблемы на всех этапах системы поставок, а пустые полки в супермаркетах символизируют наступившую после выхода из ЕС суровую, жестокую реальность. Рано или поздно правительство признает, что именно он повлек дефицит водителей грузовиков, а последним среди них станет          не то иной, как пионер Брексита Борис Джонсон.

По ту сторону Ла-Манша в этом не столь уверены. По мнению министра Европы и иностранных дел Франции, нынешний топливный кризис свидетельствует о том, что выход Великобритании из ЕС был "интеллектуальной аферой". В Германии кандидат на пост нового канцлера Олаф Шольц согласен с тем, что винить во всем следует именно Брексит. Несмотря на нежелание британского правительства признать это, его положению не позавидуешь, ведь оно вынуждено в корне менять иммиграционную политику с тем, чтобы 5000 трудовых мигрантов могли получить визы и перебраться из Европы в Великобританию. Это противоречит одному из главных пунктов кампании по "разводу" с Евросоюзом, который предусматривает ужесточение иммиграционных правил для расширения спектра возможностей для британских рабочих.

В принципе, нынешний кризис может продемонстрировать нестабильность позиции правительства по отношению к трудовым мигрантам в эпоху глобализации. Вот уже много лет иностранные рабочие в Великобритании заполняют те ниши, в которых сами британцы работать не готовы. Транспортировка грузов – дело тяжелое и утомительное, рабочий день заканчивается поздно, а зарплаты и условия при этом не самые приятные. Часто водители ночуют в автомобилях, а перерывов между поездками – кот наплакал. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере сезонного плодосъема, которым на протяжении десятилетий занимались выходцы из стран Восточной Европы, поскольку местные жители не желают работать на износ за небольшие деньги.

Никто не удивился бы, окажись нынешние изменения миграционной политики рассчитанными на долгосрочную перспективу. Многое здесь оказалось непродуманным, как, впрочем, и в других аспектах Брексита вроде вопроса о статусе ирландской границы и последствий вероятной независимости Шотландии. В начале этого года Доминик Каммингс дал сенсационное интервью Лауре Куэнсберг, в котором признал, что своим успехом кампания по выходу из ЕС обязана ложным обещаниям. Каммингсу, Джонсону и другим сторонникам Брексита, которые убеждали британскую общественность проголосовать "за", все это представляется не более чем ребячеством. Команда Джонсона, похоже, стремится "выехать" на одном лишь честном слове, поскольку какой-либо конкретной стратегии у них нет, и нынешний топливный кризис – тому свидетельство.

Как продемонстрировал ажиотажный спрос на бензин, люди это признают, но, как и в начале пандемии коронавируса, в способность правительства справиться с кризисом они не верят. Джонсон явно не создан для практического управления, он лишь болтает о Глобальной Британии и отправляет военные корабли в российские и китайские территориальные воды, что иначе как провокациями не назовешь. При этом он до сих пор не обратился к народу по поводу топливного кризиса. На днях этот генератор идей и шоумен выступил с запоминающейся речью в ООН, умудрившись за несколько минут процитировать Сократа и лягушонка Кермита. Как поклоннику античности, ему бы лучше вспомнить судьбу римского императора Нерона, который прославился тем, что "играл на скрипке, пока Рим горел". Если Джонсон не справится с нынешним кризисом и не проявит задатков лидера, британская общественность может ему этого не простить.