В среду в российской столице прошло третье заседание в московском формате по Афганистану. Он был создан в 2017 году на основе шестистороннего механизма консультаций спецпредставителей России, Афганистана, Индии, Ирана, Китая и Пакистана. Как отмечалось в распространенном сообщении МИД РФ по итогам встречи, участники консультаций подчеркнули важность формирования инклюзивного правительства в Афганистане.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает, что "вчера с российской стороны талибам ("Талибан" – организация, запрещенная в РФ) были высказаны определенные условия для того, чтобы Россия согласилась снять с талибов статуса террористической организации. Снятие будет происходить в ООН совместно с Россией и другими странами. Так что России совершенно не обязательно быть инициатором этого процесса. Россия может только согласиться с этим, если талибы выполнят те условия, которые Россия им высказала. Это вполне определенные условия по правам человека, по деятельности международных организаций и дипломатов на территории Афганистана. Это условие по отсутствию агрессивных планов, это условие по сотрудничеству с международными организациями , по противодействию таким организациям, как ИГ и "Аль-Каида" (организации, запрещенные в РФ). И пока Россия ждет от талибов четких ответов на перечисленные условия".
По словам эксперта, "что касается того, насколько широко может Россия участвовать в восстановлении Афганистана, то это зависит от того, в какой мере будет проходить сотрудничество между талибами и Россией. И это должно быть обоюдное желание. Поэтому пока что-то заявлять об объеме я бы не стал, и вряд ли кто-то это может объективно сказать. И сейчас это скорее вопрос обсуждений и переговоров. И заявлять, что Россия будет активно принимать участие в восстановлении Афганистана, пока преждевременно".