Юрий Веселов, военный обозреватель
По сообщению влиятельного регионального арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», турецкое руководство активизировало пропагандистскую деятельность, направленную на восстановление с Египтом дипломатических отношений в полном объеме. В настоящее время они представлены на уровне временных поверенных.
Впрочем, как всегда, турки действуют нагло и беззастенчиво. Из близких к МИД Турции источников просочились сведения о решении Анкары «прорвать» дипломатическую оборону Каира и в одностороннем порядке направить своего посла на замену временного поверенного под предлогом истечения времени полномочий. И, как это принято в дипломатической практике, османы получили решительный отказ египтян.
Конфуз пришлось заглаживать турецкому министру Мевлюту Чавушоглу, который на всех последних международных мероприятиях анонсировал «новую» политику в отношении государств, направленную на улучшение имиджа Турции на мировой арене. Глава турецкого внешнеполитического ведомства пытался убедить своих коллег по дипломатическому цеху в том, что восстановление связей с Египтом является самым сложным шагом, является краеугольным камнем на пути дальнейшего укрепления отношений с арабским миром. При этом Чавушоглу «на всех перекрестках» трубит о том, что вопрос нормализации с Египтом «почти решен, но требует времени».
Пришлось «дать назад» и с назначением посла: планированный на эту должность кандидат будет направлен в Каир на замену временного поверенного.
Официальные лица Египта, по-видимому, привыкшие к политическим авантюрам турок, высокомерно проигнорировали заявления Анкары.
Понижение статута двусторонних дипломатических отношений произошло в 2013 году по инициативе Турции в после отстранения от власти в Египте президента Мохаммеда Мурси, возглавлявшего запрещенное в стране международное террористическое движение «братьев-мусульман». Зеркальный ответ последовал со стороны египтян. Стороны сократили штат своих представительств, сведя их к минимуму. Вместе с тем охлаждение не привело к значительному сокращению объемов торговых связей. Турки утверждают, что отношения постоянно поддерживаются на уровне специальных служб обеих стран.
Турция первой инициировала шаги по нормализации отношений с Египтом примерно полтора года назад, и в одностороннем порядке, чтобы «умаслить» Каир, запретила пропагандистскую деятельность в стране беглых египтян - идеологов «братьев-мусульман». Однако к тому времени турецкая власть накопила множество других более значимых претензий со стороны египетского руководства, которые вряд ли позволят в одночасье прорвать «оборону Египта».
Президент Абдель Фаттах ас-Сиси твердо обозначил основные условия для восстановления доверительных и полноценных отношений с Турцией. Египет требует от Турции выполнения всех международных соглашений и особенно в части, касающейся государственных границ и использования экономических зон в Средиземном море. Другим и не менее важным условием египтяне ставят прекращение вмешательства турок во внутренние дела других государств и навязывание идеологии пантюркизма. И, наконец, Каир занимает бескомпромиссную позицию в отношении военного присутствия турок в Ливии, Сирии и Ираке, выступая за вывод турецких войск и наемников из этих стран и прекращение им помощи.
В этих вопросах египетское руководство пользуется мощной поддержкой Лиги Арабских Государств, Организации исламского сотрудничества, а также большинства ведущих стран Западной Европы. В Каире отчетливо осознают, что все бравурные заявления из Анкары ничего не стоят и направлены на преодоление кризисных явлений внутри страны.