Юрий Веселов, военный обозреватель
Министр иностранных дел Королевства Саудовская Аравия (КСА) 10 мая 2023 года в Дамаске передал президенту Сирийской Арабской Республики (САР) личное послание короля с приглашением посетить 19 мая Джидду для участия в заседании Лиги Арабских Государств (ЛАГ) на высшем уровне. Королевство в ближайшие дни восстановит в полном объеме дипломатические отношения с Арабской Республикой.
7 мая в Каире на внеочередном совещании главы внешнеполитических ведомств ЛАГ приняли решение о возобновлении членства САР в данной региональной организации. Участие Сирии было приостановлено в 2011 году после начала цветной революции в стране. Инициатором выступило руководство Катара, разорвав дипломатические отношения с Дамаском. Примеру Дохи последовали несколько арабских стран.
Вопрос о полноправном признании Сирии в арабской семье велись с переменным успехом несколько последних лет, но только бегство воинского контингента США из Афганистана, факты откровенно презрительного отношения к арабам и поступательное движение на пути нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией подтолкнули руководителей арабских стран к сплочению.
На протяжении 12 лет с начала внутриполитического конфликта арабские монархии следовали «рекомендациям» США и Запада, требуя от Башара Асада прекращения вооруженной защиты государственности, «добровольного» сложения полномочий президента, передачи законодательной власти реакционной политической оппозиции, полного свертывания военного сотрудничества с Ираном и Россией. Эти и другие условия выдвигали власти Катара и Саудовской Аравии для прекращения финансовой, материальной и Военной помощи сначала внутренней вооруженной оппозиции, а затем и иностранной интервенции.
Последние события, создавшие реальные предпосылки к изменению военно-политической обстановки в регионе, явились коренным переломом отношения большинства арабских государств к Сирии. Надо отметить, что в Каире 7 мая не все арабские министры проголосовали за восстановление членства Дамаска в ЛАГ: главы внешнеполитических ведомств Катара и Марокко воздержались. Стоит только надеяться на то, что саудовцам удастся убедить лидеров данных монархий занять единую позицию по данному вопросу. Хотя, местные политические обозреватели не исключают того, в случае торпедирования Дохой или Рабатом единого мнения арабов, внутри ЛАГ будет найдено промежуточное решение типа «временного восстановления членства Сирии без права участия в принятии решений». Однако и это станет значительным шагом на пути прорыва блокады.
Безусловно, основным противником Сирии по-прежнему остается Катар – мелкое по площади государство, но с самым высоким уровнем доходов на душу населения из-за наличия и добычи природного газа на его территории. Кроме того, в Катаре развернута самая крупная на Ближнем Востоке военная база США, на которой дислоцируется штаб Центрального Командования Пентагона. Именно поэтому Доха до настоящего времени продолжает финансировать не только подчиненную Турции вооруженную оппозицию на северо-западе Сирии, но и все американские проекты по формированию новых и сохранению действующих антиправительственных вооруженных формирований для продолжения войны в Сирии.
Истоки «цветной революции» в САР кроются не в обиде суннитского населения страны на ошибки, допущенные властью во главе с Башаром Асадом. Истинной причиной является кровная месть, умноженная на неудавшийся грандиозный по масштабам международный экономический проект. Ливанский политик, крупный бизнесмен и сын убитого премьер-министра Рафика Харири Саад поклялся отомстить сирийским властям, обвиненным в организации террористического акта. Клан Харири исторически поддерживал отношения с самыми влиятельными лицами Катара.
В свою очередь, накануне событий 2011 года в открытой прессе проходила информация о разработанном в Катаре амбициозном экономическом проекте по строительству, возможно, одного из крупнейших в мире газопроводов, который должен был пройти по территории Сирии с конечным терминалом на юге Турции. Проект был предложен Дамаску для изучения, но после детального ознакомления с его условиями и политическими перспективами, был отклонен Башаром Асадом. Этого ему не простили ни в Бейруте, ни в Дохе. При этом Эр-Рияд, сохранявший тогда союзнические отношения с соседними монархиями и англосаксами, всецело выступил на стороне Дохи. Так началась «арабская весна» в Сирии, которая в 2014 году трансформировалась в широкомасштабную атаку террористического интернационала, взращенного Вашингтоном и Тель-Авивом.
Сирии предстоит покончить с присутствием незаконных вооруженных формирований и иностранных войск, территориальным объединением и восстановлением суверенитета во всей стране. Надо будет в насколько возможно короткие сроки добиться результатов в возрождении промышленности и сельского производства. Лишь только тогда можно ожидать массового возвращения из-за рубежа беженцев, значительную часть которых составляют инженеры, техники, высококвалифицированные труженики производства, врачи и учителя, в которых остро нуждается государство. Материальную и финансовую помощь стране уже сейчас готовы оказывать многие арабские страны, а также бизнес-корпорации из других государств.
Признание САР в качестве полноправного члена арабского мира будет способствовать возрождению ее былого регионального влияния и авторитета.