
Парламент Японии 21 октября избрал председателя Либерально-демократической партии Санаэ Такаити премьер-министром Японии. Она стала первой женщиной, занявшей высший государственный пост в стране. В этот же день было сформировано новое правительство. Избрание Такаити прошло на фоне подготовки к визиту в Японию на следующей неделе президента США Дональда Трампа. Одним из ключевых пунктов повестки дня переговоров станут, как полагают наблюдатели, вопросы укрепления японо-американского военного союза, а также увеличения военных расходов Японии.
Руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов отмечает, что «никаких коренных перемен в подходах Японии в обеспечении своей безопасности ожидать не стоит. Крутых поворотов быть не может. Будет продолжен курс, который проводили все предшественники Такаити, и прежде всего курс ее наставника и духовного ментора Синдзо Абэ, который возглавлял правительство с 2012 по 2020 годы. Он взял курс на усиление Японии, японского военного потенциала и его роли как орудия внешнеполитической деятельности и на первое место ставил усиление военного союза с США. Его курс был продолжен следующими премьер-министрами. И Такаити будет продолжать тот же самый курс под предлогом трех вызовов для японской безопасности. Это военно-морская деятельность Китая и в целом китайская угроза, ракетно-ядерный потенциал КНДР и военная угроза со стороны России. Особенно Японию беспокоит в последнее время усиление координации тремя государствами в этой сфере. В Токио усмотрели проявление этого на двух парадах, которые недавно прошли в Пекине и в Пхеньяне в присутствии лидеров и высокопоставленных руководителей РФ, КНР и КНДР. Под этим предлогом будет продолжен курс на наращивание собственной военной мощи и усиление военного союза с США. Все основные аспекты этой политики были изложены в японской «Стратегии национальной безопасности» в 2022 году, в которой был впервые использован термин «превентивный удар», предполагающий, что Япония обзаведется ракетами большой дальности».
По словам эксперта, «несмотря на то, что Япония взяла курс на увеличение военных расходов до 2% от ВВП к 2027 году, Трамп давит на Японию и требует, чтобы Япония, ориентируясь на НАТО, подняла планку чуть ли не до 5 % ВВП. Японцы упираются, объясняя это тем, что пока не очень четко представляют, как финансировать повышение военных расходов до 2% ВВП, а тем более - до 5 %. Однако Трамп приедет в Японию накануне саммита АТЭС и будет этот вопрос ставить. Также он поднимет вопрос об увеличении японской платы за пребывание американских войск на территории Японии. Так что Такаити эту проблему придется решать, и вызывают интерес ее подходы к переговорам с Трампом по этой тематике».