Москва
6 февраля 2026 / 01:10
Москва
6 февраля 2026 / 01:10
Котировки
USD
06/02
76.5523
0.0000
EUR
06/02
90.2881
0.0000
Политика
Российско-японский диалог: подвижек не ждем
Почему Токио поднимает тему посещения японских могил на южных Курилах?
Мунэо Судзуки  © AFLO via Reuters connect ТАСС

Андрей Ильяшенко, международный обозреватель

Министр иностранных дел Сергей Лавров отверг очередной заход Токио на оживление политического диалога.

В письменных ответах на вопросы, направленных в МИД РФ в рамках новогодней пресс-конференции, Лавров в частности подчеркнул: «российская сторона не предпринимала инициативных шагов по сворачиванию сотрудничества с Японией. Не мы, а официальный Токио, следуя «западной солидарности», сделал выбор в пользу разрушения наших отношений. Таким образом, правительство Японии само лишило себя права на существовавшие ранее облегчённые модели взаимодействия по тематике южных Курильских островов. В то же время мы, осознавая гуманитарный аспект проблемы, не препятствуем визитам на эти территории. Желающие посетить могилы предков могут сделать это на общих основаниях по российским визам. Единственной преградой для этого является позиция официального Токио, который многие годы фактически запрещает японским гражданам ездить на упомянутые острова, кроме как в безвизовом формате, тем самым политизируя данный вопрос».

Как видим, это однозначное «нет» на зондаж Токио относительно возобновления посещения родственниками японских захоронений на южных Курилах. Содействие посещению могил – дело святое. Но японцы хотят, чтобы их пускали на российскую территорию с этой целью без виз. В этом политическая подоплека.

В 1960 году стало ясно что хрущевский гамбит, направленный на то, чтобы оторвать Японию от США, а заодно и погрозить китайцам, провалился. При восстановлении дипотношений с Японией Хрущев пообещал – в рамках доброй воли – передать (не вернуть) два острова южных Курил. Японцы хотели вернуть четыре, но согласились, что примут (не вернут, а примут от СССР – почувствуйте разницу!) два. Договоренность была зафиксирована в Совместной декларации (по сути - мирном договоре), ратифицированной обеими странами. Однако американцы Хрущева переиграли и заключили с Токио бессрочный договор безопасности, предоставив Японии ядерные гарантии и сделав ее основным союзником в восточном полушарии.

Москва в ответ заявила, что в новых условиях отказывается от обязательства передать два острова, а Токио ответил тем, что восстановил официальное требование вернуть им (именно вернуть, а не принять) четыре острова.

Однако советское руководство понимало, что Япония – мощная экономическая держава, обладающая авторитетом в регионе. К тому же наш ближайший сосед на Дальнем востоке, с которым бесконечно быть в контрах нельзя.

Уже в 1961 году в Японию приехал первый заместитель премьер-министра СССР Анастас Микоян, авторитетнейший деятель советского руководства, работавший и с Лениным, и со Сталиным. Это визит проложил дорогу широкомасштабному экономическому сотрудничеству в Сибири и на Дальнем Востоке. В рамках так называемых компенсационных проектов в СССР поступало японское оборудование и техника для освоения природных ресурсов региона – уголь, лес, газ и нефть Сахалина, строилась транспортная инфраструктура, наращивался экспорт этих товаров в Японию.  

В 1964 году в ответ на просьбы японской стороны СССР впервые разрешил японцам и безвизовое посещение могил на южных Курилах – регионе полностью закрытом для большинства советских граждан. Собственно взаимный безвиз жителей приграничных районов для посещения ограниченных территорий – не новость. Он практикуется в мире, в том числе и в СССР.  

Другой вопрос, что в данном случае речь идет о территориях, на которые претендует Япония. В Токио считают, что получение советской визы есть признание советского суверенитета, что размывает его официальную позицию в территориальном споре. А с другой стороны, уступки Москвы в этом вопросе подтачивают советскую позицию. Отчасти так, но стороны внедрили некоторые бюрократические уловки, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы».  

И так шло до 1971 года, когда Япония начала нормализацию с КНР, что крайне не нравилось СССР, который поставил безвиз на паузу до 1973. Затем все наладилось. Но потом двусторонние отношения вновь начали накаляться, и в 1976 году Москва стала требовать, чтобы японцы все же оформляли визы. Тут уж японское правительство сказало «нет».

В 1985 году при Горбачеве «новое политическое мышление» все вернуло на круги своя. В период перестройки практика безвиза была серьезно расширена и географически, и с точки зрения целей поездок и состава делегаций.

При Ельцине и японским рыбакам разрешили понемножку ловить рыбу в терводах у островов без разрешения российской стороны. Но бюрократическая процедура и тут как бы предотвращала ущерб нашему суверенитету.

Жители Сахалинской области, кстати, также получили возможность безвиза в Японию, причем не только на Хоккайдо, куда входят по японским законам южные Курилы, но и по всей стране. Правда они-то ездили туда без претензий на территории. А Япония своих официальных требований не снимала. Позиция России все больше выглядела траченной, а японцы на официальных переговорах стали поднимать различные практические варианты возвращения островов.

Тем не менее безвиз, в том числе и для посещения могил продолжался до марта 2022 года, когда в ответ на японские санкции Москва разом прекратила все виды обмена в этом формате.

Однако тему посещения могил с повестки дня Токио не снимает.

В конце прошлого года Москву посетил депутат верхней палаты парламента Японии от правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Мунэо Судзуки, который с конца 90-х позиционирует себя как локомотив развития отношений с Москвой. В начале нулевых его, а также мидовского аналитика Масару Сато даже посадили, правда по «хозяйственной» статье за альтернативную официальной позиции активность в сфере решения терпроблемы. Еще несколько высокопоставленных дипломатов кстати по тем же мотивам были уволены и на время покинули Японию.  

Перед отъездом в Москву Судзуки встретился с премьер-министром Японии Санаэ Такаити. Он вообще нередко встречается в японскими лидерами. Бывал у предшественника Такаити Сигэру Исиба, а также консультировал всех японских премьеров, выступавших за активизацию политического диалога с Москвой, в том числе Синдзо Абэ, который был наиболее активен в этой сфере и 27 раз встречался с Владимиром Путиным. Такаити между тем – ученица и последовательница Абэ.

Как сообщило агентство Kyodo со ссылкой на правительственные источники, в ходе поездки он как раз планировал обратится к российской стороне с просьбой о возобновлении посещения могил.

Надо напомнить, что в мае 2024 года Москву посетила вдова Синдзо Абэ – Акиэ. Состоялась весьма теплая встреча с российским президентом, в ходе которой она затронула тему возобновления двусторонних контактов в гуманитарной сфере.

А спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой летом прошлого года провел в Токио встречи с генеральным секретарем Совета безопасности Японии Масатака Окано, заместителем главы МИД Японии Такэхиро Фунакоси, а также бывшим министром экономики в правительстве Абэ, курировавшим российско-японскую торговлю, Хиросигэ Сэко.

Теперь вот в декабре Мунэо Судзуки встретился с вице-спикером Совета Федерации Константином Косачевым, а также с заместителями министра иностранных дел России Михаилом Галузиным и Андреем Руденко. К тому же с японской стороны прошла утечка, что он передал послание российскому президенту от Такаити.

Это видимая часть российско-японского диалога, который на официальном уровне застопорился после начала СВО.

Однако складывается впечатление, что Лавров дал отрицательный ответ на зондаж по поводу посещения могил, который по сути является приглашением к диалогу, правда опять на японских стартовых условиях.  

«В целом, возобновление полноценного диалога между Россией и Японией возможно только после деятельного отказа японского правительства от нынешней русофобской политики», - завершил свой ответ по этой теме российский министр.

А вот этого и не предвидится.

Несмотря на гуманитарный аспект проблемы посещения могил, Токио на визовой режим его осуществления не пойдет. Принципы важнее.

Кроме того, аккуратно отстраиваясь от политики Трампа, Япония ни на йоту не меняет своего курса на скоординированную со странами «семерки» антироссийскую политику и в сфере безопасности, и в экономике.

Да, о возобновлении диалога с Москвой заявляют в последнее время Макрон, Шольц, даже прибалты. Разумеется, в собственных конъюнктурных интересах. Вот и Токио, видимо, хочет, чтобы с ним опять вели политические контакты, правда в контексте требований о возвращении южных Курил – всех, сразу и побыстрее. Другое там никого, похоже, серьезно не интересовало и интересует.