В предстоящее воскресенье в Японии состоятся внеочередные выборы в нижнюю - основную - палату парламента. Премьер-министра Японии Санаэ Такаити, которая инициировала выборы, заявляла, что они по сути означает референдум о доверии к ней и ее правительству.
Руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов обращает внимание на то, что «опросы общественного мнения показывают, что Такаити будет иметь успех. То есть ее задумка осуществится, и пользуясь своей высокой популярностью, она добьется того, что правящая коалиция в составе Либерально-демократической партии и «Партии обновления Японии» получат большинство в нижней палате. Причем прогнозы, судя по публикациям в японских СМИ, очень благоприятны для коалиции. Она получит чуть ли не 2/3 голосов в нижней палате, то есть будут там доминировать. И даже если верхняя палата, где правящая коалиция в меньшинстве, завернет какой-то законопроект, это дает возможность проигнорировать такое решение и принять закон в нижней палате. А для самой ЛДПЯ, что тоже крайне неожиданно, весьма благоприятные прогнозы свидетельствуют, что она может получить чуть ли не единоличное большинство в нижней палате, то есть более 233 депутатских мест. Ведь в начале предвыборной кампании опросы показывали, что ЛДПЯ пользуется популярностью только 30% населения, и были опасения, что многие избиратели, которые поддерживают Такаити, не поддерживают ЛДПЯ и будут голосовать за оппозицию. Но эти прогнозы не сбываются. Так что, судя по всему, Такаити останется премьер-министром и будет проводить свою консервативную политику».
Эксперт полагает, что после выборов «Такаити намерена будет решить в первую очередь проблему инфляции в Японии, которая бьет по кошелкам домохозяек. Она былас в центре внимания во время предвыборной борьбы. Все обещали отмену потребительского налога - это популистский ход, и теперь Такаити придется реализовывать свою обещание и отказаться от налога на два года. Это главный фактор, который сыграл в пользу Такаити. А как она будет это реализовывать, где возьмет ресурсы для возмещения бюджетных потерь - это проблема. И если она сможет ее убедительно решить, то это будет успехом ее политического курса».
Что касается внешней политики, то Такаити, как полагает Валерий Кистанов, «будет продолжать более жесткий курс и усиливать его военную составляющую, в частности увеличит расходы на безопасность до 2% ВВП уже в марте этого года. Основная внешнеэкономическая проблема – отношения с КНР. Ее заявление по поводу Тайваня вызвало бурю негодования и контрмер Пекина. Отношения двух стран сильно охладились. Кроме того, есть проблема отношений с Трампом потому, что Японию очень беспокоит, что американский президент через голову Токио может договориться с Си Цзиньпинем о каких-то совместных действиях, которые будут в ущерб Японии. И Такаити в упреждающем порядке в марте собирается в Вашингтон, чтобы прозондировать намерения Трампа перед его апрельской поездкой в Китай и снова получить заверения о незыблемости американо-японского договора безопасности. Главной для нее будет проблема позиционирования страны в рамках треугольника Япония-США-Китай, поиск опоры для тонкого балансирования».