
Юрий Веселов, военный обозреватель
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сделал очередное «бодрое» заявление о «скорой нормализации отношений с Египтом» (а значит и с другими арабскими государствами). Он в очередной раз повторил о не прекращавшихся закрытых связях с использованием внешнеполитических и разведывательных ведомств, а 15 апреля заявил о подготовке к визиту в середине мая в Египет представительной турецкой делегации в составе нескольких депутатов парламента и двух помощников министра иностранных дел. Как надеется Чавушоглу, после переговоров в Каире состоится его официальная поездка в египетскую столицу для подписания соответствующих соглашений о нормализации двусторонних отношений.
Решением правительства Турции в стране с начала мусульманского поста Рамадан (начало апреля) на три месяца полностью запрещена враждебная руководству Египта пропаганда, которая активно велась многочисленными оппозиционными политическими группировками. Президент Реджеп Тайип Эрдоган и Мевлют Чавушоглу в последнее время настойчиво пропагандируют идею о том, что Турция заинтересована в переговорах в интересах снятия напряженности в отношениях с одной из ведущих государств арабского мира и восстановления с ними дипломатических отношений в полном объеме.
В самой Турции неоднозначно воспринимается инициатива руководства, которая ограничивает деятельность организации «Братья-мусульмане» (международная террористическая, запрещена в России) и близких к ней исламских партий. Ряд мусульманских проповедников радикального ислама в странах Ближнего, Среднего Востока и Азии выступили с критикой Эрдогана, обвиняя его «в отходе от истинной веры». Некоторые депутаты турецкого парламента, представляющие правящую и близкую к идеологии к «братьям» Партию справедливости и развития, также с настороженностью отнеслись к новой идее.
В Каире довольно спокойно реагируют на звучащие из Анкары заявления. Выступая по национальному телевидению, министр иностранных дел Египта Смих Шукри подтвердил выступления турок об имевшихся контактах, направлении в Анкару официальных поздравительных телеграмм Эрдогану и Чавушоглу с наступлением мусульманского праздника Рамадан. Однако он охарактеризовал данный факт как «принятое в исламском мире протокольное мероприятие». По словам руководителя египетского внешнеполитического ведомства, президент страны Абдель Фаттах ас-Сиси не изменил своей позиции по вопросу нормализации с Турцией. Он, прежде всего, настаивает на выполнении ею женевских соглашений по Ливии октября 2020 года, пересмотра турецко-ливийского меморандума о разграничении морских экономических зон и отказа от экспансионистской политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Египтяне демонстративно осуществляют активные консультации с представителями руководства Греции, Кипра, Италии и Франции: эти страны резко критикуют замыслы Турции в отношении использования Турцией шельфа Средиземного моря и нарушения ею международных договоров. Что касается Каира, то он последовательно заявляет европейцам о своей твердой линии в поддержку их позиции и нерушимости границ.
Тревогу у Египта вызывает нежелание турок вывести из Ливии подчиненные им формирования сирийских и других иностранных наемников, которые представляют потенциальную угрозу безопасности и стабильности в регионе.
«Масла в огонь» подливает и Россия, занимающая схожую с египтянами позицию в отношении политики турок. Побывавший 15 апреля в Москве премьер переходного Правительства Национального Согласия Ливии Абдель Хамид Бдейба на переговорах с представителями российского руководства был вынужден, наконец, признать срочную необходимость «вывода всех иностранных военных сил из страны, как главного фактора обеспечения политических преобразований».
Следует полагать, что в перспективе Анкара будет испытывать усиливающееся давление со стороны арабского мира и Запада с тем, чтобы заставить османов умерить аппетиты в достижении своих узконациональных интересов и принудить неукоснительно придерживаться международно признанных правил.