Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности; доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Национальная нефтегазовая отрасль показала хороший результат работы в 2025 году, несмотря на внешние вызовы, главный из которых — санкционный. Также большое влияние на ключевые показатели функционирования отрасли (добыча, экспорт, выручка) в прошлом году оказывали слабая ценовая конъюнктура (продолжение многомесячного тренда на удешевление мировой цены барреля), а также приверженность режиму квотирования производства нефти в рамках исполнения сделки ОПЕК+.
Тем не менее, показатели национальной добычи нефти и газа в 2025 году остались близки к уровню 2024 года. Согласно данным ОПЕК, собранным из вторичных источников, Россия добыла 9,129 млн баррелей нефти в сутки (б/с), что на 0,7% ниже уровня 2024 года — 9,197 млн б/с.
Вице-премьер РФ Александр Новак в конце декабря заявил, что в 2025 году будет добыто 516 млн тонн, что соответствует уровню 2024 года, включая конденсат, добыча которого составила около 61 млн тонн.
В свою очередь глава «Транснефти» Николай Токарев поведал ожидания по экспорту: «В 2025 году через инфраструктуру компании может быть экспортировано чуть меньше нефти, чем в 2024 году, но снижение будет незначительным». Николай Токарев пояснил, что коррекция связана с выполнением обязательств России в рамках сделки ОПЕК+.
Минувший год в целом был весьма непростым для ТЭК РФ. Национальная нефтяная индустрия начинала его в жестких условиях: в январе Вашингтон утвердил очередной пакет жесточайших санкций; а в четвертом квартале — последовал еще более мощный вызов — октябрьский раунд санкций Вашингтона против Москвы. Тем не менее, Россия в ноябре и декабре обеспечила поставки нефти ключевым партнерам — Китаю и Индии — в общем-то, в привычных среднемесячных объемах (здесь, по агрегированным данным, «просадки» фиксировались в последние два месяца прошлого года, но незначительные). К примеру, по данным Центра ценовых индексов, морской экспорт российской нефти в декабре 2025 года вырос на 9,3% по сравнению с ноябрем; однако он не достиг уровней сентября и октября.
Зато серьезно прогрессировал экспорт природного газа в азиатском направлении: по трубопроводу «Сила Сибири» в 2025 году он вырос почти на 25% к показателю 2024 года. По предварительным данным ПАО «Газпром», в 2025 году холдинг поставил в Китай по «Силе Сибири» 38,8 млрд куб. м газа. В сообщении ПАО уточняется, что компания экспортировала в Поднебесную больше трубопроводного газа, чем суммарно в страны европейского дальнего зарубежья (включая Турцию).
Новый же газопровод из России в Китай — «Сила Сибири 2» (заявленная номинальная мощность магистрали — 50 млрд куб. м газа в год) — будет построен досрочно, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер на предновогоднем селекторе.
Вице-премьер РФ Александр Новак отметил, что подготовка к подписанию коммерческих соглашений по поставкам российского газа в Китай по «Силе Сибири 2» — в фазе завершения: «Сейчас уже спроектирован газопровод «Сила Сибири 2» по территории Монголии. На финальной стадии находятся наши компании с партнерами по выходу на коммерческие договоренности по поставкам газа. Поэтому мы ожидаем этого события».
2 сентября в Пекине был подписан юридически обязывающий меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири 2» и транзитного газопровода через Монголию «Союз — Восток».
Стратегия развития «Газпрома» учитывает текущие тенденции мирового энергетического рынка, где природный газ будет и дальше играть значимую роль, а лидером по росту потребления газа в долгосрочной перспективе будет Китай.
Помимо добычи и экспорта, также весьма важный критерий для отрасли — восполнение нефтегазовых запасов минерально-сырьевой базы (МСБ) страны. По итогам 2025 года — здесь хорошая статистика. Глава Минприроды РФ Александр Козлов заявил в интервью «ТАСС», что прирост запасов по всем категориям по нефти по результатам геологоразведки составляет 666 млн. т, по газу — 686 млрд. куб. м. Эти показатели примерно соответствуют прошлым годам. Открыто 36 новых месторождений углеводородов.
Что сулит сектору 2026 год — вопрос. Мало сомнений, что санкционные и конъюнктурные вызовы (волатильность/снижение мировых цен на нефть) остаются в игре. Давление Вашингтона на ТЭК РФ, скорее всего, продолжит усиливаться — так как видимых подвижек на украинском треке пока нет.
США и их союзники уже анонсировали новые пакеты рестрикций против Москвы. Так, 8 января американский сенатор Линдси Грэм (внесен в российский перечень террористов и экстремистов) заявил, что лидер США Дональд Трамп «дал зеленый свет» продвижению двухпартийного законопроекта о санкциях против России.
По данным «РИА Новости», в конгресс США в 2025 году было внесено 11 законодательных инициатив, направленных на введение новых санкций против России или иным образом ориентированных на ужесточение политики Вашингтона в связи с конфликтом на Украине.
Традиционно аккомпанирует Вашингтону и Брюссель: новый пакет санкций Евросоюза против России намечено принять к 24 февраля. Портал Euractiv 13 января уточнил, что «двадцатый пакет санкций ЕС может включать запрет на обслуживание российских нефтяных танкеров в местных морпортах».