
Сергей Саенко, международный обозреватель
На недавнем брифинге для российских и иностранных журналистов официальный представитель МИД России Марии Захарова вновь обратила их внимание на положение отечественных СМИ за рубежом. В частности, она привела целый ряд примеров только за 2020 год того, чему подвергаются и что на себе испытывают российские журналисты в общении с западным официозом. Особенно в этом плане отличаются Соединенные Штаты.
Так, по словам Захаровой, в октябре минувшего года сотрудники ФБР допросили супругу экс-руководителя представительства МИА «Россия сегодня» в Вашингтоне. В ходе беседы работники спецслужбы интересовались причинами выезда и деятельности ее мужа в период работы в представительстве информационного агентства. В завершение разговора ей была предложена возможность постоянного проживания на территории США, на что женщина отреагировала отказом.
В этом же месяце прошлого года состоялся телефонный разговор журналиста представительства МИА «Россия сегодня» в Вашингтоне с сотрудником спецслужб США, который представился агентом отдела ФБР в Балтиморе. Этот сотрудник американской контрразведки интересовался фактами личного знакомства корреспондента с российскими соотечественниками в Америке, имеющимися сведениями в отношении их связей с представителями органов власти России, фондом «Русский мир», задавал другие «неуместные» вопросы.
В октябре 2020 года специального корреспондента телеканала RT дважды при въезде и выезде из США задержали представители американских спецслужб, чтобы узнать о причинах посещения журналистом страны. В ходе указанных опросов были изъяты личные вещи и электронные приборы для их последующей проверки.
В декабре прошедшего года со стороны американских спецслужб были реализованы провокационные действия в отношении сотрудников представительства ТАСС в Нью-Йорке. Служебные квартиры руководителя представительства и фотокорреспондента посетили два агента ФБР. Предметом заинтересованности американцев были мероприятия, проводившиеся с участием председателя Координационного совета организаций российских соотечественников в США. Эта организация пользуется сейчас большим «спросом» у американских спецслужб. Причем только в негативном ключе.
Подобно Соединенным Штатам ведут себя по отношению к представителям российских СМИ и ряд других стран. К примеру, в январе 2020 года в аэропорту Милана представителями местной пограничной службы был задержан сотрудник пресс-центра ТАСС. Его допросила Финансовая полиция Италии и провела досмотр содержимого мобильного телефона.
А в феврале минувшего года Бюро по расследованию преступлений в сфере СМИ прокуратуры Анкары задержало сотрудников агентства «Спутник-Турция». Представители этого турецкого ведомства провели допросы журналистов и обыски филиалов представительства агентства, в ходе которых были изъяты компьютеры, средства связи, флеш-накопители.
В декабре 2020 года внештатные корреспонденты «Спутник-Латвия», граждане Латвии, подверглись задержанию Службой государственной безопасности (СГБ) этой страны в рамках возбужденных в их отношении уголовных дел за нарушение режима санкций Евросоюза. Представители СГБ провели допросы журналистов и обыски их мест жительства, в ходе которых были изъяты компьютеры, средства связи, флеш-накопители.
Сюда можно добавить и факты только что начавшегося года. В первую очередь, это решение крупного кабельного оператора Латвии «Tet» прекратить с 1 февраля текущего года ретрансляцию пяти российских телеканалов – «Первый канал», «НТВ Мир», «Рен ТВ Балтия», «Кинокомедия» и «Киномикс». По сути, латвийские власти, которым принадлежит 51% акций «Tet», продолжают деструктивный курс на вытеснение российского контента из местного медиапространства.
Это всего лишь несколько примеров того, с чем приходится сталкиваться представителям российских СМИ при осуществлении законной журналистской деятельности за рубежом. Данные примеры наглядно свидетельствуют о «торжестве» западной демократии и свободе слова в вышеупомянутых странах. В этой связи хотелось бы напомнить западным коллегам, что если они активно выступают за «свободу слова», то стоит быть более последовательными в этой борьбе. «Свобода слова» – неделимое понятие, к которому не могут применяться двойные стандарты. Здесь же даже не двойные стандарты, а прямое давление, преследование российских журналистов. Никто даже не скрывает, что все претензии предъявляются в связи с их профессиональной деятельностью.
Действительно, ситуация с российскими СМИ на Западе в последние годы становится все сложнее. Достаточно вспомнить, что в ноябре 2016 года Европарламент принял резолюцию, в которой говорится о необходимости противодействия российским СМИ, в первую очередь агентству Sputnik и телеканалу RT. Кроме того, западные политики, включая американских сенаторов и конгрессменов, а также президента Франции, обвиняли Sputnik и RT во вмешательстве в выборы в США и Франции. Однако при этом они не приводили никаких доказательств о «вмешательстве» в их выборы этих российских СМИ.
Некоторые читатели могут возразить, как же так, ведь, к примеру, в тех же Соединенных Штатах действует Первая поправка к Конституции США, которая, в частности, запрещает конгрессу страны принимать законы, нарушающие свободу слова и прессы. Однако, видимо, американским властям глубоко наплевать не только на права российских журналистов, но и на собственную конституцию, которую они в угоду сиюминутным интересам готовы нарушать ничтоже сумняшеся. И самое главное заключается в том, что им за это ничего не будет. Кто посмеет обвинить США в нарушении демократических прав и свобод? Можно смело утверждать, что никто.
Кроме, конечно, России, которая во всеуслышание говорит о нарушении свободы слова и притеснении российских СМИ не только в Америки, но и во многих других странах Запада. Жаль только, что ее призывы к справедливости и соблюдению прав журналистов раздаются как глас вопиющего в пустыне…