
По оценкам президента России, события на Украине «напоминают больше не революцию, а погром» и готовились к предстоящим в этой стране президентским выборам 2015 г. Это внутриполитический процесс, попытка оппозиции раскачать действующую легитимную власть в стране, подчеркнул Владимир Путин. В СМИ по поводу событий в Украине мнения экспертов разделились.
На наши вопросы отвечает и политолог Сергей Небренчин и эксперт Федор Пашин.
Как можно оценить ситуацию вокруг Украины?
Сергей Небренчин: Украина является «ключевой страной» на постсоветском пространстве. Только в союзе с ней Россия сможет восстановить свои утраченные позиции в Евразии и мире, приобрести устойчивое и поступательное развитие. Между тем, после распада СССР Украина при прямой поддержке извне используется для сдерживания процессов возрождения России. Реализуется известный принцип геоатлантической стратегии – «разделяй и властвуй». Украина и Россия противопоставляются друг другу, между братскими народами разжигается рознь. Похожий сценарий реализовывался в годы «холодной войны» между двумя частями разделенной Германии – ГДР и ФРГ, или сегодня – Республикой Корея и КНДР.
Поэтому нынешние события, безусловно, инспирируются и направляются извне. Ядро активных оппозиционных сил составляют подготовленные боевики. Налицо политическая опека «революционных» событий со стороны ведущих западных стран, немало свидетельств финансовой помощи, явно срежиссирована и информационная поддержка в мировых СМИ и сети Интернет. Самое интересное, что, несмотря на взвешенную и сдержанную позицию официальной Москвы, в дестабилизации обстановки в Киеве немалую роль продолжают играть заинтересованные силы из России. Таких людей, которые обслуживают интересы зарубежных стран, в политической, экономической, информационно-культурной сферах немало в обеих наших странах.
Федор Пашин: Вместе с тем, нельзя не согласиться, что для нарастания протестных настроений на Украине существует благодатная почва. Во-первых, сам факт активного вмешательства во внутренние дела государства извне является источником перманентных политических кризисов. Во – вторых, фактический отказ президента Виктора Януковича от своих предвыборных, во многом пророссийских, обещаний привел к тому, что он, оставаясь «чужим» для избирателей из западной Украины, перестает быть «своим» в юго-восточных регионах страны. К тому же, изначально, его президентская легитимность была уязвима, так как в настоящее время Украина живет по конституции, редакция которой действует исключительно по решению КС, в то время как менять Основной закон – это прерогатива парламента. Сейчас, когда действующий президент, в понимании агентуры влияния и их западных хозяев, «отвязался» и вышел из под управления, вопрос о его легитимности вновь выносится на повестку дня в качестве аргумента по устранению нынешней власти.
В - третьих, ситуация усугубляется тем, что внутри Украины нарастают противоречия между западной и юго-восточной частями страны, что также подогревается заинтересованными международными силами. Государство стремительно погружается в новый кризис, испытывает серьезные финансовые трудности, заметно ухудшается социально-экономическое положение населения. Возможный перехват власти в Киеве представителями оппозиции в экономическом плане неизбежно отбросит страну назад к временам худшим, чем было при правлении прозападного политика Виктора Ющенко.
В эти дни на киевском «майдане», наряду с прозападными, евроинтеграционными, присутствуют антирусские лозунги. Чем это можно объяснить?
Сергей Небренчин: Это только подтверждает тезис о том, что заинтересованные силы целенаправленно противопоставляют друг другу Украину и Россию, а главное два братских народа. Антироссийская, антирусская риторика - это главное условие обеспечения «незалежности» Украины, самосохранения у власти прозападных сил, оказания поддержки извне. Нынешняя история со вступлением Украины в ассоциированное членство в ЕС использована нашими недоброжелателями для нагнетания в стране нового витка антироссийских, и в том числе антирусских, настроений. Небезынтересно, что в этой компании заметную роль сыграли ведущие российские СМИ, которые на удивление рьяно бросились ратовать за вступление украинцев в ТС и «отговаривать» от участия в евроинтеграции. Такое беспардонное вмешательство во внутренние дела соседнего государство не могло не вызвать обратной реакции, тем более, что в последние более чем 20 лет, прошедшие после распада СССР, российские СМИ изо всех сил работали против интеграции России и Украины.
Российского президента, который резко осудил «революционные» события в Киеве, обвиняют в попытке доминировать в международных отношениях...
Сергей Небренчин: Нет, скорее наоборот. С недавних пор российский президент активно противостоит прозападным силам в российском политическом истеблишменте. Поэтому логично, что он негативно высказался по поводу ситуации в соседней братской стране. Однако его понять можно. И дело не только в том, что без Украины процесс интеграции в рамках ТС будет тормозиться. Он, как никто другой, хорошо понимает, что евроинтеграция не только осложнит сотрудничество России с Украиной, но и приведет к ухудшению отношений с ЕС и другими странами Европы. Сегодня уже очевидно, что вступление в ЕС не улучшит жизни рядовых украинцев, скорее создаст дополнительные трудности, может спровоцировать дезинтеграционные процессы в стране. В этой ситуации вряд ли Россия может остаться в стороне от вероятных трудностей у своих соседей и вынуждена будет реагировать соответствующим образом.
Федор Пашин: Как известно, Владимир Путин уже высказывал опасения по поводу «экспорта революций» в другие страны. Россия, которая в 2011-2012 гг. столкнулась с достаточно мощными протестами, организованными либеральной оппозицией, не заинтересована в том, чтобы «революционные» волнения на Украине пагубно не повлияли на развитие событий в России. На фоне нарастания кризисных явлений в мире, роста массовых протестных выступлений, в целом обострения международной обстановки Россия исходит из того, что дестабилизация обстановки на Украине угрожает национальной безопасности России. Особенно важно иметь ввиду, что сегодня появились оценки и прогнозы, согласно которым следует ожидать дальнейшего нарастания дезинтеграционных процессов в соседней стране, вплоть до ухода отдельных территорий из-под юрисдикции Киева.
Насколько серьезны такие угрозы?
Сергей Небренчин: Этого нельзя исключать, так как Украина, в отличие от России, не имеет должного запаса исторической прочности своей государственности. Западная Украина тяготеет к Европе, хотя и опасается Польши, Юго-Восточная – к России. В случае распада Украины статус некоторых территорий, в частности, Крыма может оказаться спорным. Свои территориальные претензии предъявят и Румыния, и Польша, и Турция. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что и для ЕС сорокапятимиллионная Украина в ее нынешнем составе не очень привлекательна. Брюссель явно не желает полноценной интеграции Украины с ЕС и изначально был намерен затянуть этот процесс на долгие годы, имея целью сначала деиндустриализировать украинскую экономику, разорить сельское хозяйство. Более того, «незалежная» Украина во все времена была нужна Западу, прежде всего, для воссоздания «санитарного кордона» вокруг России при доминирующей роли Варшавы в рамках «Восточного партнерства».
Федор Пашин: Раскручивание нынешнего украинского кризиса в мировых СМИ и Интернете, а также активное участие некоторых российских информационных структур в нагнетании паники и истерии в украинском обществе наталкивает экспертов и на другие мысли. Появляются предположения о возможном сценарии управляемого распада Украины, отторжения западных территорий под протекторат Польши, Крыма – Турции. При таком сценарии развития событий на территории восточных регионов возможно даже образование русского государства. Однако, как прогнозирует Интернет, скорее всего, такого рода образование окажется под контролем извне и будет использовано для стимулирования дезинтеграционных процессов в России. На Западе существует немало заинтересованных сил, готовых поддержать русских националистов в стремлении возродить Русское государство, пусть даже в составе Российской Федерации.
Видимо, не случайно сегодня на Украине активно разыгрывается националистическая карта, делается ставка на украинских националистов, что неизбежно ведет к противопоставлению населения западных и восточных регионов страны. Активность украинских националистов – хороший пример для российских националистов, как прийти к власти. Однако нет сомнения в том, что в случае реализации проекта националисты любой окраски вновь будут отброшены на обочину политики, если не подвергнутся прямым гонениям, как это уже было не раз в истории. Представители мирового истеблишмента по сути сами являются махровыми националистами и даже расистами, а потому надух не переносят присутствия рядом каких-либо других национально ориентированных сил и точек зрения. В первые годы СССР большевики «головку национализма» прижигали каленым железом.
Сможет ли действующий президент Украины урегулировать кризис?
Сергей Небренчин: Как пишет в МК известный публицист Станислав Белковский, исторический механизм отстранения В.Ф. от власти (Янукович – ред.) пришел в движение. С этим трудно не согласиться. Виктор Федорович наивно полагал, что он, по примеру Кучмы, будет как тот «ласковый теленок у двух маток сосать». Он не понял, что времена меняются. США и Западной Европе сегодня «самим до себя», а в России президент Путин, став неугодным для Запада, озаботился национальными интересами, вопросами обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.
Федор Пашин: Вряд ли украинскому президенту удастся с честью выйти из кризиса. Доверие к нему во многом потеряно. Уже появились первые перебежчики. Понятно, что бегут олигархи, уходят те, кто в его окружении работал против него. Разброд и шатание среди силовиков. Сегодня он больше не нужен он ни Западу, ни Востоку. Москва уже делает ставку на других людей, которые не откажутся от обещаний и договоренностей. Но самое главное Виктор Янукович теряет поддержку людей, которые в свое время помогли ему победить на президентских выборах прозападных оппонентов. Остается одно – переходить с «мовы» на русский язык, уезжать на Восток, там легче сохранить власть и отсидеться до лучших времен.
Есть ли перспективы возрождения российско-украинских отношений?
Сергей Небренчин: Безусловно, есть, пока живы малороссы и великороссы в России и Украине. Тому свидетель ее величество история. В конце концов, объединились ГДР и ФРГ. Рано или поздно воссоединятся Северная и Южная Кореи. Однако вопрос воссоединения и возрождения русско-славянского триединства во многом зависит от России. Пока не ведется должной работы по объединению вокруг России братских народов, а наоборот, подогревается уход их из сферы влияния России, перспективы не представляются радужными. А еще опасения связаны с беспрецедентным наплывом в Россию мигрантов.
Поэтому простым людям, что называется «и хочется, и колется…». Отсюда и настроения в пользу Европу возникают, хотя большинство людей осознает, что и там несладко. В общем, Украина пытается спастись бегством от себя, своих корней, истории и традиций.
Федор Пашин: В настоящее время особую актуальность приобретает тема союзного строительства. Активизация работы по скорейшему становлению Союзного государства Беларуси России позволяет решить не только интеграционные задачи. Белорусско-российское объединение предоставляет хорошие возможности для проведения кадровой революции в союзном государстве, что позволит в значительной мере побороть коррупцию, снизить уровень влияния извне, объединить усилия в продвижении интересов на международной арене, резко ограничить массовую миграцию. Такое Союзное государство может быть притягательным субъектом для других стран СНГ и, прежде всего, Украины. В любом случае хочется надеяться на то, что украинский кризис не пройдет бесследно. Его успешное преодоление позволит сбыться великому пророчеству наших предков: «славянские реки сольются в общее русско-славянское море» на радость народам, на зависть врагам.