
В Европе энергетика, как всегда, открывает выпуски новостных лент. Очень активно продолжают обсуждаться итоги Международной конференции по энергетической безопасности, состоявшейся в Берлине – весьма представительного, следует сказать, форума, в котором участвовали многие министры, в том числе Франк-Вальтер Штайнмайер, Федеральный министр иностранных дел Германии. Россию на форуме представлял Председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. Предлагаем краткое интервью, которое взял у него Анвар Тавобов.
- Как сегодня трактуется политиками Старого континента стратегия энергетической безопасности? Известно ведь, что она включает 8 важных для европейского континента принципов…
- Да, в том числе и такой принцип, как "разговор на одном языке с поставщиками". Между тем, эта идея - обезопасить себя энергетически от России - экспериментально не обоснована. Есть 40-летняя история, говорящая в нашу пользу. В самые горячие времена "холодной войны" Россия железно и неукоснительно соблюдала контракты. Никаких проблем с этим никогда не было. Кроме транзитных. Следовательно, решать надо проблемы с транзитером, а не пытаться увеличить дистанцию с поставщиком. Это совершенно очевидные вещи, и я их на конференции четко высказал. А еще в новую стратегию энергетической безопасности Европы входит снижение на 20% к 2020 году энергопотребления – этот тренд я также не могу назвать иначе, как утопическим. Прогресс и энерговооруженность – неразделимые понятия.
- Представители европейского бизнеса на конференции высказывали по этому поводу серьезные опасения…
- Председатель наблюдательного совета инвестиционного банка Morgan Stanley Лутц Райттиг привел такой факт (Lutz Raettig – прим. редактора): цена на электроэнергию с 2008 года в Соединенных Штатах сократилась вдвое, в то время как в Германии с 2005 года этот показатель вырос на 45%, почти наполовину. А энергетическая санация, по его мнению, лишь усугубит это положение – Германия начнет проигрывать в конкурентной борьбе. Немецкие предприниматели подчеркивали, что в центре внимания должны быть не одни только возобновляемые источники энергии. И что все меры должны приниматься для того, чтобы не удалиться на опасное расстояние от рынка ископаемого топлива. И что ископаемым топливом неизбежно будут пользоваться в течение многих десятилетий, в связи с фактическим отсутствием реальных альтернатив.
Говоря о последних, я привел в своем выступлении наглядную историю с Крымом, который располагает примерно 400 мгв мощностей на солнечных панелях. Это много. Но уже сейчас лежат у меня на столе расчеты, показывающие, что запуск в действие этой системы требует дотаций - 34 евроцента на киловатт/час, в русском исчислении - примерно 16 рублей на каждый квт/час. И в 10 раз превышает финансовые потребности нормальной тепловой станции. Когда эта история была воспроизведена мною на конференции, она нашла очень большой отклик у представителей немецкого бизнеса, которые выступают за эти мощности, ветровые и солнечные, доплачивая большие деньги. И они-то больше других понимают, что вся эта идея с ограничением потребления в Европе в высшей степени сомнительна.
- Но что же делать, в конце концов, с транзитом, как решать? Спрашивали ли Вы об этом партнеров на конференции – они ведь тоже заинтересованы…
- Да, естественно, я в очередной раз подчеркнул то, что часто повторяю: незыблемость энергетических связей – задача не одной России. Разумеется, в случае непреодолимых разногласий - будь они связаны с событиями на Украине, либо с чем-то иным, - обе стороны, смиряясь с неизбежными потерями (возможно очень большими), сумеют найти альтернативу – это, собственно, отчасти уже и происходит. Но вот, будет ли она такой же надежной и основательной? Потому я снова высказался за тройственный консорциум по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) с участием Германии, России и Украины. Если немецкие партнеры возьмут на себя роль инициатора, то в скором будущем это полностью гарантирует все поставки в Европу. Консорциум выгоден сразу трем сторонам: трубы модернизируются, обеспечивается бесперебойная поставка более 80 миллиардов кубометров газа и постепенно выплачивается долг России имуществом.
- Судя по последним публикациям в украинских СМИ, там не так уж и возражают тому, что Вы предлагаете…
- Зачем возражать против здравого смысла? На конференции в Берлине представители новой киевской власти высказали одобрение по всем пунктам, которые я там заявлял, в том числе и по тому, что Украина немедленно должна выплатить все спорные долги, а также по идее тройственного консорциума.