
Главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев в интервью с Андреем Леонидовым прокомментировал рождение ЕврАзЭС
Надолго ли ЕврАзЭС, как Вы считаете?
–Если бы Россия была экономически слабой, никакого ЕврАзЭС не было бы и в помине. Очевидно, что этот вектор – надолго. Так же очевидно, что основной причиной такого направления движения России и сопредельных стран послужил экономический рывок нашей страны в предыдущие десятилетия, конкретно в 1999-2008 годы. В этот небольшой промежуток времени ВВП России в долларовом эквиваленте вырос с 200 млрд до 2 трлн. И этот скачок радикально усилил Россию. Именно поэтому наша страна стала естественным ядром формирования общего экономического пространства с сопредельными странами. Останься Россия такой же слабой, как в 1990-е годы, ничего этого произойти бы не могло. А поскольку, если растут рынки - растут и доходы, а рынок России – весьма привлекательный, возникает естественное тяготение к нам соседних стран.
Может быть, это не совсем позитивный пример, но посмотрите, какое у нас огромное количество "гастарбайтеров". Ведь их не было в 1990-е годы. Почему они сюда поехали? Да потому, что начал увеличиваться разрыв между доходами и зарплатами в России и тем, что есть в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане. И эти люди тянутся сюда, чтобы заработать себе на жизнь и обеспечить свои семьи. Так вот, этот процесс остановить невозможно, если только, не дай Бог, мы снова не окажемся в 1990-х годах. Впрочем, я не вижу никаких причин для того, чтобы нам там снова оказаться.
Будут ли подтягиваться к этому союзу другие постсоветские страны?
– Очевидно, что будут. И Киргизия, конечно, и Узбекистан, и Таджикистан. Проблема в том, что там очень нестабильная политическая ситуация, не решены многие политические, межнациональные проблемы, вопросы, связанные с радикализмом и т.д. Я еще забыл упомянуть Армению: там все не так плохо, но армянская экономика невелика, это понятно.
И совсем иное дело – Украина. Если бы события там не пошли столь радикальным путем, то, конечно, Украина была бы желанным членом ЕврАзЭС. Но теперь, после жесткой радикализации ситуации, после заявленного разворота в сторону Европы (на самом деле рационально не мотивированного), к сожалению, идею об участии в этом союзе Украины надо отложить на годы.
Между тем в этом союзе многие уже видят уже и Китай, Индию, Турцию с Ираном…
– Не знаю насчет Китая и Индии в новом союзе. Но давайте вспомним, что в прошлые даже не десятилетия, а века главным рынком мира был европейско-американский, индустрия этих стран определяла динамику развития всего мира. А теперь ситуация меняется. Возникает гигантское новое экономическое пространство, которое в обозримом будущем будет мощнее, чем пространство западное. Президент Путин не раз говорил, что вопрос выхода Китая на первое место в мире по объему ВВП – это лишь вопрос времени. Нет никаких сомнений в том, что Китай будет номером один. Индия несколько слабее Китая, но давайте прикинем.
Китай, когда он догонит США, будет "весить" $16-17 трлн. ВВП России и Индии к этому времени составят по $5 трлн. Вот вам уже $27 трлн. А в нынешних ценах совокупный ВВП этих трех стран может составить $35-40 трлн. Между тем совокупный ВВП Европы и США сегодня равняется чуть больше $30 трлн. То есть, понимаете, уже сейчас видно, что в обозримой перспективе эта группа стран в экономическом отношении будет мощнее, чем Запад.
Подчеркну: это вовсе не означает, что мы должны отвернуться от Запада и Европы и сломя голову бежать на Восток. Ни в коем случае! Нам совсем не следует превращаться в Азиопу. Просто к таким вещам нужно относиться чисто рационально, без излишней политизации. Вот Путина все время спрашивают: вы подписали с Китаем многолетний газовый контракт на $400 млрд – это что, уход от Европы к Китаю? Да нет же, спокойно отвечает он, – это просто 400 млрд долларов. Очень хорошие деньги. Вот и все.
Но при этом, чем теснее экономические отношения между странами, тем, разумеется, у них лучше и политические отношения. Это тоже аксиома.