Одним из важных этапов Второй мировой войны стало открытие англо-американскими войсками второго фронта в Европе. Все началось 70 лет назад, ранним утром 6 июня 1944 года крупнейшей в военной истории десантной операцией, получившей кодовое название "Oверлорд". В ней союзники задействовали 6000 различных морских судов, с которых на французское побережье Нормандии из близлежащих английских портов поэтапно была переброшена трехмиллионная армия союзников (потом она увеличилась). С воздуха эту армаду поддерживало около 11 тысяч самолетов.
Имея подавляющее преимущество в живой силе и технике над немногочисленными немецкими войсками, дислоцированными во Франции (основные силы гитлеровцев на протяжении всей войны были сосредоточены на Восточном, т.е. советско-германском фронте), а также используя фактор внезапности, союзники смогли быстро закрепиться на захваченном плацдарме и начать наступление, двигаясь к границам Германии с запада. А с востока немцев в это время уже безостановочно гнали советские войска. Участь фашистского рейха была фактически предрешена.
О значении операции "Оверлорд" для победы над фашизмом, об уроках сотрудничества трех союзных держав, которые актуальны и сегодня, идет речь в интервью нашего корреспондента Валерия Александрова с известным ученым-американистом Виктором Кременюком, заместителем директора Института США и Канады Российской Академии наук, членом-корреспондентом РАН.
- Второй фронт был открыт спустя целых три года после нападения фашистской Германии на Советский Союз. Разве нельзя было сделать это раньше?
- Конечно, можно было. Надо сказать, что вопрос об открытии второго фронта в Европе с самого начала гитлеровского вторжения в СССР был предметом достаточно острых дискуссий между руководителями трех союзных держав – Советского Союза, США и Великобритании. Вашингтон и Лондон, несмотря на настоятельные просьбы Москвы, не торопились открывать второй фронт, хотя обещали это сделать уже в 1942 году, когда положение советских войск было крайне тяжелым. Но они выжидали... Вспоминается любопытный разговор президента США Франклина Рузвельта со своим сыном – Эллиотом, описанный в книге Рузвельта-младшего «Его глазами». Сравнив идущую войну с футбольным матчем, американский президент объяснил сыну: «Нам предназначена роль игроков, которые вступят в игру в решающий момент… Я думаю, что момент будет выбран правильно».
Вот в ожидании этого "правильного", с точки зрения англо-американцев, момента, конечно, отвечающего их интересам, союзники и оттягивали открытие второго фронта в Северной Франции, проводя вместо этого вспомогательные операции в Северной Африке, а потом в Италии. И только тогда, когда на Восточном фронте произошел коренной перелом, уже остались позади Сталинградская и Курская битвы, освобожден Крым, близилось полное освобождение Украины и Белоруссии, когда стало ясно, что Красная Армия в состоянии и сама полностью разгромить фашистскую Германию, дойти до Берлина, союзники решили высадиться в Нормандии.
Решение об этом, не без возражений со стороны английского премьера Уинстона Черчилля, настаивавшего на вторжении через Балканы (чтобы не допустить в Восточную Европу советские войска) было принято на знаменитой Тегеранской конференции в конце 1943 года. Именно здесь союзники твердо обещали Сталину начать операцию «Оверлорд» в мае 1944 года, и все же дотянули до 6 июня.
К слову, немецкой разведке благодаря агенту по кличке «Цицерон», работавшему камердинером английского посла в Турции, удалось получить копии документов Тегеранской конференции, в том числе и сведения о предстоящей высадке в Нормандии. Однако Гитлер счел эти материалы специально подброшенной дезинформацией и не принял никаких мер.
Следует признать, что высадка в Нормандии была отлично организована англо-американским командованием, но ее успеху в немалой степени способствовали и советские войска, которые к началу операции «Оверлорд» подготовили и осуществили мощный удар на Восточном фронте с тем, чтобы немцы не смогли срочно перебросить часть сил на Запад.
- На Западе часто преувеличивают значение операции «Оверлорд», отводя ей едва ли не решающую роль в победе над гитлеровской Германией...
- Хребет мощной фашистской военной машины, которую не могли остановить в 1939-1941 годах ни англичане, ни французы, ни поляки, был сломлен именно на Восточном фронте героическими усилиями Красной Армии, жертвенным подвигом советского народа. Конечно, открытие второго фронта ускорило достижение окончательной Победы, приблизило ее, укрепило взаимное доверие государств антигитлеровской коалиции, но решающая роль в разгроме фашизма принадлежит, безусловно, Советскому Союзу, который принес на алтарь Победы 27 миллионов человеческих жизней, тысячи разрушенных городов и сел. И заключительную точку в этой страшной войне поставила именно Красная Армия, взявшая штурмом Берлин, уничтожившая фашистского зверя в его логове. А знаменитая встреча союзных войск на Эльбе стала апофеозом сотрудничества трех великих держав, его символом. Когда мы говорим о сотрудничестве, то, конечно, должны вспомнить и ту помощь, которую оказывали в годы войны Советскому Союзу Соединенные Штаты Америки в рамках ленд-лиза – поставками вооружений, автомобильной техники, станков и механизмов, различных материалов, продовольствия. Словом, было понимание необходимости коллективных усилий в борьбе с общим врагом, что и стало залогом успеха.
- Уроки советско-американского сотрудничества были, к сожалению, быстро забыты после окончания войны...
- Да, и не в последнюю очередь из-за того, что умершего в самом конце войны Рузвельта – умного, здравомыслящего, реалистичного политика - сменил Гарри Трумэн, ставший проводить политику откровенного ядерного шантажа в отношении СССР, взяв курс на мировую гегемонию США. Так началась холодная война, продолжавшаяся вплоть до распада Советского Союза.
Впрочем, рецидивы ее мы видим и сегодня, особенно в связи с событиями на Украине, воссоединением Крыма с Россией, вызвавшим антироссийскую истерию на Западе, и особенно в США (как говорится, где взять Рузвельтов?) А между тем не только годы Второй мировой войны, но и послевоенный период показывают важность и эффективность сотрудничества, понимания общих интересов великих держав.
Это касается и совместного освоения космического пространства, начавшегося со знаменитого советско-американского полета "Союз – Аполлон", и борьбы за нераспространение ядерного оружия, и противодействия наркоторговле и наркотрафику, угрозам международного терроризма, неонацизма, недопущения или урегулирования региональных конфликтов. Словом, важных сфер сотрудничества много, и совместные усилия обязательно принесут должный эффект. Надо только искать и находить то, что нас объединяет, а не то, что разъединяет. Об этом напоминает история Второй мировой войны, и, в частности, та ее страница, которая связана с открытием второго фронта – операцией "Оверлорд".