
Игорь Пшеничников, политолог
На днях пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер сообщила, что американская администрация исходит из того, что личная встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско в середине ноября всё же состоится. Мол, Байден, "с нетерпением ждёт её". Жан-Пьер отказалась сообщать какие-либо подробности предстоящей встречи, в том числе темы обсуждения, и отметила, что "президенту предстоит провести трудный, но важный разговор". Стороны явно хотят скрыть истинную повестку переговоров. На то есть причина: не известно, чем закончится встреча.
Напомню, что Байден уже неоднократно был унижен отказом китайского лидера Си Цзиньпина провести двустороннюю встречу. Штаты реально нуждаются в контакте с Китаем, который де-факто чувствует и демонстрирует свое превосходство над США и всем видом показывает, что скорее Вашингтон нуждается во встрече, чем Пекин. И речь идет, если говорить просто, о том, с каким арсеналом каждая из сторон подойдет к военному конфликту из-за Тайваня, если он случится. Это было актуально для США еще и летом. А сейчас, когда Вашингтон вынужден фактически участвовать в двух войнах, на Украине и в Израиле, этот вопрос становится для США еще более животрепещущим.
Похоже, складывающиеся именно сейчас геополитические условия дают Китаю преимущество перед США. Потому Си и едет в Сан-Франциско. В условиях военного провала США на Украине, которой обещана очередная помощь в размере 60 млрд, а также в контексте того, что США вынуждены активно помогать Израилю во всё разгорающемся конфликте с палестинцами, Вашингтону сегодня был бы крайне невыгоден третий конфликт, вокруг Тайваня. А если он вспыхнет, США так или иначе будут вынуждены в него вмешаться.
Логично было бы предположить, что Байден предложит своему китайскому визави некую форму временного "мирного" выхода из тайваньского кризиса. По крайней мере Штатам это нужно сейчас. Им нужно приглушить огонь конфронтации с Пекином до того, как будут "улажены" вопросы с Украиной и Израилем. Внешне это может выглядеть, например, как некая договоренность об "обмене информацией" с целью избежания опасности вооруженного столкновения в Южно-Китайском море. Собственно, и Пекину такая договоренность не помешает, как не помешает это и реальным приготовлениям Китая к вероятной войне с США.
С огромной долей уверенности можно утверждать, что США будут добиваться от Китая того, чтобы тот допустил контроль своих ядерных арсеналов. Агентство Bloomberg отмечает, что встреча Си и Байдена будет проходить "на фоне растущей обеспокоенности Вашингтона по поводу ускорения усилий Пекина по наращиванию своего арсенала атомного оружия". Совершенно неслучайно именно эта тема внесена в повестку дня встречи "на низком уровне", которая пройдет как раз в преддверии переговоров Си и Байдена. Госдепартамент и Совет национальной безопасности отказались от комментариев на этот счет. Ранее об этих переговорах "на низком уровне" сообщила газета Wall Street Journal. Цель встречи, по утверждению газеты, состоит в том, чтобы "дать администрации Байдена лучшее понимание планов Китая в контексте того, что несколько недель назад Пентагон опубликовал отчет, в котором говорилось, что Китай производит ядерное оружие быстрее, чем ожидалось". В октябре Пентагон опубликовал отчет, в котором говорилось, что в этом году Китай имел около 500 ядерных боеголовок и планирует иметь более 1000 к 2030 году. Причем это наращивание было быстрее, чем ожидали США. По данным Bloomberg, у США имеется около 3700 ядерных боеголовок.
Кроме того, надо понимать, что Китай рассматривается Соединенными Штатами как потенциальный стратегический союзник в их борьбе против России. США будут пытаться оторвать Пекин от Москвы и внушить ему, что только от него и от Вашингтона зависит будущее человечества. Из многочисленных отрывочных заявлений американских представителей, которые отражены в американской прессе, ясно, что США крайне озабочены не только тем, что Китай сам по себе наращивает ядерный арсенал, но и тем, что Китай и Россия могут объединить свои усилия и "ядерные мощности" и направить их против США в случае возникновения конфликта из-за Тайваня. Понятно и то, что Вашингтон видит этот конфликт как будущую реальность и не планирует ограничиться только конвенциональным оружием.
Можно констатировать, что суть предстоящей встречи Си и Байдена в том, что Вашингтон, считая Китай наряду с Россией своим главным врагом, ставит перед собой стратегическую цель - как минимум подорвать экономическое лидерство Китая, а как максимум – разрушить Китай с помощью войны, которую он намерен вести силами своих союзников в Юго-Восточной Азии – Японии, Северной Кореи, а также Австралии и, вероятно, силами других стран, которых США смогут вовлечь в эту авантюру. Проверка способности и готовности Китая к такой войне, к которой сам Пекин не стремится, но вынужден готовиться, и является задачей американцев на предстоящей встрече в Сан-Франциско.