Москва
5 февраля 2026 / 01:06
Москва
5 февраля 2026 / 01:06
Котировки
USD
05/02
76.9102
0.0000
EUR
05/02
91.1138
0.0000
Экономика
Европа против бигтеха США. Новый раунд противостояния?
Мнение политолога Антона Гришанова
Европа против бигтеха США. Новый раунд противостояния?

Прокуратура Парижа проводит обыск в офисе X во Франции в рамках расследования, начатого в январе. Об этом сообщается в аккаунте прокуратуры в X.

"В офисах компании X, расположенных во Франции, подразделение по борьбе с киберпреступностью парижской прокуратуры вместе с Европолом и подразделением жандармерии ко борьбе с киберпреступностью проводит обыск в рамках расследования, начатого в январе 2025 года", - говорится в заявлении ведомства. Также прокуратура сообщила, что прекращает публикации в X и призвала подписываться на ее страницы в других соцсетях.

"Это политическая атака", - написал Маск в X, комментируя публикацию о рейдах, прошедших в офисе соцсети в Париже.

ЕС активно применяет законы о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) и о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA), которые ограничивают доминирование крупных технологических компаний, в том числе американских. Эти законы направлены на предотвращение злоупотребления рыночной властью, обеспечение конкуренции и защиту прав пользователей.

Например, в 2025 году ЕС рассматривал дела против Apple и Meta (признана в России экстремистской и запрещена) по подозрению в нарушении DMA. Компании могли грозить штрафы и предписания о прекращении нарушений. Хотя введение ограничений отложили ради диалога с администрацией Трампа, окончательные решения по этим делам всё ещё ожидались.

Кроме того, европейские страны массово отказываются от использования американских IT-решений в государственном секторе в рамках концепции «цифрового суверенитета». Это связано с опасениями по поводу конфиденциальности данных, уязвимости облачных сервисов для американской киберслежки и риска политического давления со стороны США.

Так, например, во Франции до 2027 года 2,5 млн чиновников должны перейти с сервисов Zoom, Teams и Webex на национальный сервис Visio.

Кроме того, в январе 2026 года британская газета The Telegraph сообщала, что ЕС разрабатывает план санкций против американских технологических гигантов (Meta, Google, Microsoft, X) на случай, если администрация Трампа попытается присоединить Гренландию.

Трамп в свою очередь в январе 2026 года написал в своей соцсети Truth, что штрафы ЕС против американских технокомпаний «очень несправедливы по отношению к нашим технологическим компаниям и к Соединённым Штатам Америки». Это заявление было сделано на фоне информации, согласно которой в 2024 году ЕС получил больше доходов от штрафов американских компаний (3,8 млрд евро), чем от налога на прибыль всех публичных интернет-компаний Европы (3,2 млрд евро). Среди оштрафованных компаний были Apple, Google, Meta, X, Uber, LinkedIn и OpenAI. Президент США также критиковал европейские законы о цифровых услугах (DSA) и цифровых рынках (DMA), считая их направленными на дискриминацию американских технологий. В августе 2025 года в посте в Truth Трамп заявил: «Цифровые налоги, законодательство о цифровых услугах и регулирование цифровых рынков — всё это направлено на то, чтобы нанести вред американским технологиям или дискриминировать их». Он утверждал, что эти меры «возмутительно потворствуют крупнейшим технологическим компаниям Китая».

Белый дом также угрожал ввести дополнительные пошлины и экспортные ограничения в отношении стран, которые, по его мнению, дискриминируют американские технологические компании. В августе 2025 года он предупредил: «Если эти дискриминационные меры не будут отменены, я, как президент США, введу значительные дополнительные тарифы на экспорт этих стран в США и установлю ограничения на экспорт наших особо охраняемых технологий и чипов».

В сентябре 2025 года, после штрафа Google на 2,95 млрд евро, Трамп пригрозил начать торговое расследование и ввести тарифы, ссылаясь на раздел 301 Закона о торговле США от 1974 года. Он обвинил ЕС в том, что тот «грабит» американские компании и «отбирает деньги, которые должны были пойти на создание новых рабочих мест и инвестиции в Америке».

Европейские власти отвергали обвинения Трампа. Представитель Еврокомиссии Тома Ренье заявил, что правила ЕС применяются справедливо и без дискриминации. Европейская комиссия также опровергла утверждение Трампа о том, что законы ЕС направлены только против американских компаний, указав, что последние три решения о применении мер в рамках DSA были приняты против китайских платформ (AliExpress, Temu и TikTok).

В конечном итоге угрозы Трампа не были реализованы и не привели к изменению политики ЕС в этой сфере.

Главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Антон Гришанов отмечает, что в случае с Маском имеет место «продолжение рутинной активности французских прокуроров, направленные на оказание давления на иностранные технологические компании. Мы помним историю с Павлом Дуровым, и, возможно, это звенья одной цепи. Но я не стал бы преувеличивать их политическое значение».

В то же время, по мнению эксперта, «этот конфликт довольно существенно влияет на отношения Вашингтона и Брюсселя. Илон Маск несмотря на прошлогодний конфликт с президентом Трампом остается довольно влиятельным в республиканских кругах. Но на данный момент я не вижу перспектив, чтобы этот конфликт вылился в нечто серьезное для отношений США и Европы. Подобного рода процессы они бывали и раньше, будут и дальше, поэтому стоит лишь наблюдать за этим без каких-то повышенных ожиданий».