Появление подводной лодки с ядерной силовой установкой у Южной Кореи не будет способствовать укреплению мира на Корейском полуострове. Об этом заявил посол РФ в Сеуле Георгий Зиновьев 19 февраля на встрече с журналистами.
По итогам саммита в Кёнджу в октябре президент США Дональд Трамп заявил, что разрешит Республике Корея построить подводные лодки с атомной силовой установкой на верфи в Филадельфии. В Сеуле заявляли о приверженности обязательствам в рамках ДНЯО. "Подводная лодка с атомной силовой установкой - это военная [техника], а не ядерное оружие. На ней нет ядерной бомбы, поэтому она останется в рамках режима нераспространения", - сказал президент Ли Чжэ Мён 3 декабря.
Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, кандидат исторических наук Константин Асмолов отмечает, что «Южная Корея хочет иметь АПЛ и естественно, что у Москвы и Пекина возникают важные вопросы, а против кого эта АПЛ будет направлена? Когда южнокорейский президент Ли Чжэ Мен выпрашивал у Трампа разрешение на это, он заявлял, что таким образом можно будет сдерживать северокорейские и китайские подводные лодки. Но внутри Южной Кореи консерваторы начали его критиковать, заявляя, что АПЛ без ядерного оружия - это деньги на ветер. Но строительство АПЛ займет по южнокорейским прикидкам от 5 до 10 лет, и это надо воспринимать как игру в долгую, и тогда выявляется несколько факторов. Во-первых, стремление Южной Кореи обеспечить себе стратегическую автономию и сделать так, чтобы американцы прикрывали страну, но не указывали, что делать. А во-вторых, довольно сильное желание определиться: размещать в стране американское ядерное оружие, либо завести свое. Южная Корея из числа пороговых стран наиболее подготовлена к его быстрому созданию. Сейчас на Корейском полуострове существует некий паритет. Северная Корея имеет ядерное оружие, а у Южной Кореи подавляющее преимущество в традиционном вооружении, поскольку южнокорейский военный бюджет превосходит северокорейский в 25 раз. И именно поэтому южнокорейские военные считают, что если у них получится своя ядерная бомба, то они нивелируют северокорейский ядерный фактор, и станет абсолютно ясно, кто победит. Кроме того, южане очень боятся сотрудничества Москвы и Пхеньяна потому, что это может привести к тому, что КНДР существенно подтянет уровень конвенционального оружия».
По словам эксперта, «при консерваторах тема обретения ядерного оружия Южной Кореей стремительно активизировалась, тогда как при демократах на время ушла в тень. Но среди них тоже хватает сторонников этой идеи. Разница в том, что консерваторы говорят о сдерживании КНДР, а демократы считают, что если будет своя атомная бомба, то американский ядерный зонтик не очень-то и нужен. Хотя это конечно изрядный популизм. Но рассуждения о стратегической автономии довольно забавная штука потому, что в некоторых случаях американцы сдерживали Южную Корею. Напомню, во время корейской войны, именно Южная Корея не подписала соглашение о перемирии и собиралась воевать до победного конца. В 1960-е годы американцы удерживали южнокорейцев от наступательных действий особенно после рейда северокорейских коммандос. Поэтому очень интересный вопрос, как повела бы себя Южная Корея, не будь у нее американского прикрытия?».