Нина Тихонова, международный обозреватель
В секторе Газа началась реализация второго этапа плана Дональда Трампа, состоящего из 20 пунктов, по урегулированию конфликта с Израилем. Об этом сообщил спецпосланник американского президента Стив Уиткофф. Договоренности по преодолению кризиса были достигнуты 9 октября 2025 года, тогда же вступило в силу прекращение огня, а Израиль начал отвод войск к так называемой желтой линии, сохранив за собой контроль за примерно половиной палестинского эксклава. Одновременно стартовал процесс по передаче живых заложников и тел погибших в обмен на освобождение палестинских заключенных.
Реализация первого этапа сопровождалась многочисленными нарушениями режима прекращения огня. Тем не менее это не мешает американцам двигаться дальше. И если до этого на повестке дня были в основном военные вопросы, то теперь к ним добавляются еще и политические. Речь идет о передаче управления сектором Газа комитету технократов. Его возглавит Али Шаат, который ранее занимал должность заместителя министра планирования Палестины. Предполагается, что новая структура должна заместить собой ХАМАС. Последний даже выражает поддержку комитету. Правда, непонятно, каким образом будет осуществляться передача власти и действительно ли палестинское движение так просто откажется от контроля за эксклавом.
Кроме того, второй этап плана предполагает разоружение ХАМАС и демилитаризацию сектора Газа, в том числе уничтожение всех подземных тоннелей, которые использовались для перемещения бойцов различных группировок, транспортировки оружия, а также контрабандистских поставок товаров различного назначения. Как США собираются организовать процесс передачи оружия, тоже не очень понятно. Пока они лишь грозят ХАМАС всеми возможными карами, если тот откажется пойти на такой шаг. Но сложно представить, что палестинское движение так легко согласится с требованиями американцев и израильтян. Как бы то ни было, все спорные вопросы будут решаться в ходе переговоров между представителями США и палестинского движения. Сколько времени понадобится, чтобы прийти к согласию (или не прийти), можно только гадать.
Между тем из Тель-Авива уже посылают сигналы, что не собираются играть в одни ворота. Как сообщают местные СМИ, Израиль намерен сохранять свое присутствие на желтой линии и не будет отводить войска дальше, как-то предусматривает план Дональда Трампа, если ХАМАС не разоружится. Более того, в случае отсутствия прогресса по этому вопросу там могут согласовать проведение новых военных операций против палестинского движения.
Не добавляет стабильности и ситуация вокруг заложников - тело одного из погибших израильтян до сих пор находится в секторе Газа. Как утверждают представители ХАМАС, им требуется время на поиск его останков. Но факт заключается в том, что эта тема все больше политизируется. Для палестинского движения это какая-никакая гарантия невозобновления масштабных боевых действий. А для наиболее радикальной части израильских политических сил - дополнительный аргумент не соблюдать договоренности и вернуться к закончившейся было бойне. Между тем премьер Биньямин Нетаньяху заверил родственников погибшего, что израильские войска не выйдут из сектора Газа, никакая помощь жителям эксклава не будет поступать и восстановление разрушенного не начнется - пока тело не будет возвращено.
На этом фоне подвисает вопрос с развертыванием международных стабилизационных сил в секторе Газа. Ранее сообщалось, что они могут появиться в палестинском эксклаве уже в начале этого года. Однако пока эта тема в основном полнится многочисленными слухами и утечками в СМИ. Якобы обсуждается участие таких стран, как Индонезия, Италия, Пакистан, Турция, и ряда других. На практике согласование каждого отдельного контингента максимально политизировано участниками конфликта. И пока, похоже, никаких реальных договоренностей по этому вопросу не достигнуто.
Сейчас все выглядит так, как говорится в известной пословице: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Прогресс, конечно, есть, и бойня прекратилась. Тем не менее американцам приходится постоянно маневрировать и буквально на ходу латать дыры в переговорном процессе, где-то угрожая, где-то выкручивая руки - причем, как кажется, не столько ХАМАС, сколько своему союзнику в лице Израиля.
Между тем для всех очевидным остается один факт: как бы далеко ни продвинулась реализация плана Дональда Трампа, ситуацию всегда можно откатить назад и возобновить боевые действия. Ровно так произошло примерно год назад, когда в январе было объявлено перемирие, а в марте Израиль его сорвал и вернулся к ударам по сектору Газа. Пока от повторения этого сценария Тель-Авив останавливает разве что возможное недовольство Дональда Трампа. Но в будущем и этот сдерживающий фактор может исчезнуть.
Но даже если США и дальше будет удаваться сглаживать острые углы, и Дональд Трамп реализует свой план, это не значит, что в секторе Газа в обозримом будущем можно будет не выживать, а жить. Еще два года назад в ООН приводили оценки, что восстановление палестинского эксклава может растянуться до 2040 года. И это своего рода оптимистичные оценки. Пока же речь идет лишь о начале второй стадии плана, который имеет все шансы так и не стать реализованным.