Как следует из заявления, распространенного Белым домом, США предлагают создать "Совет мира" по управлению Газой под председательством президента США Дональда Трампа. В него войдут также его спецпредставитель Стивен Уиткофф, предприниматель и зять американского лидера Джаред Кушнер, бывший премьер-министр Великобритании (1997-2007) Тони Блэр, владелец инвесткомпании Apollo Global Management Марк Роуэн, глава Всемирного банка Аджай Банга и зампомощника Трампа по национальной безопасности Роберт Гэбриэл. Представителем "Совета мира" в секторе Газа станет бывший спецкоординатор ООН по ближневосточному мирному процессу Николай Младенов.
Командующим международных стабилизационных сил в секторе Газа назначен бывший командующий силами специальных операций Центрального командования ВС США (CENTCOM) генерал-майор Джаспер Джефферс.
Кроме того, как следует из заявления, в целях "поддержки эффективного управления" анклавом создан совет управляющих Газой, который будет действовать при аппарате Младенова. Помимо него самого, а также Уиткоффа, Кушнера, Блэра и Роуэна, в него войдут, в частности, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, глава Управления общей разведки Египта Хасан Рашад, государственный министр ОАЭ по международному сотрудничеству Рим аль-Хашими, бывшая вице-премьер Нидерландов Сигрид Кааг.
Ранее Уиткофф заявил о начале реализации второй фазы плана американского лидера по урегулированию в секторе Газа.
"Сегодня от лица президента Трампа мы объявляем о начале второго этапа плана президента из 20 пунктов по прекращению конфликта в секторе Газа, переходя от прекращения огня к демилитаризации, технократическому управлению и восстановлению", - написал он в X.
"Вторая фаза предусматривает создание переходной технократической палестинской администрации в Газе, Национального комитета по управлению Газой, и начало полной демилитаризации и восстановления Газы, в первую очередь разоружения всего неуполномоченного персонала", - указал он, добавив, что США ожидают от радикального палестинского движения ХАМАС полного выполнения взятых им на себя обязательств, в том числе по возвращению тела последнего погибшего заложника. "Невыполнение этих требований повлечет за собой серьезные последствия", - отмечается в сообщении Уиткоффа.
9 октября 2025 года Израиль и ХАМАС при посредничестве Египта, Катара, США и Турции договорились о реализации первого этапа мирного плана, представленного президентом США Дональдом Трампом. На следующий день в секторе Газа вступил в силу режим прекращения огня.
Израильские войска в соответствии с соглашением отошли на так называемую желтую линию, сохранив под своим контролем более 50% территории анклава. Вторая фаза сделки предполагает вывод израильских войск из анклава, размещение международных стабилизационных сил, а также начало работы структур по управлению сектором, включая "Совет мира".
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Сурков, отмечает, что пока «не решен самый главный вопрос 1-го этапа – разоружение ХАМАС. А от этого во многом зависит поведение Израиля. ХАМАС продемонстрировал, что полностью разоружаться он не собирается, кроме того, они демонстративно казнили тех людей, которые выражали готовность сотрудничать с Израилем. Поэтому есть большие вопросы относительно того, насколько вообще реально приступить к началу второй фазы мирного плана Трампа, тем более, что один из главных пунктов -формирование технократического правительства из нейтральных палестинских фигур. Но примет ли их ХАМАС, будет ли с ними сотрудничать – большой вопрос. Также на территории Газы еще остается одно из тел заложников, которое до сих пор то ли не найдено, то ли не возвращено, но Израиль на это постоянно указывает. Ну и главное - это состав международных сил по стабилизации, о которых говорил Трамп. Из этого тоже вряд ли что-то получится сделать. Пока по ним идут переговоры, предлагают разным странам направить туда свой контингент, но по факту либо Израиль не соглашается, либо сами страны не хотят, поэтому проблем очень много. Но то, что американцы пытаются - это уже хорошо потому, что это безнадежная история, и если ей никто не будет заниматься, то Газа так и будет как хронический гнойник, который периодически прорывается».
По мнению эксперта, «пойдет ли на ХАМАС разоружение, зависит от очень многих факторов. Параллельно идут довольно серьезные внутрипалестинские процессы, и сейчас активно обсуждается возможность реформ в анклаве на Западном берегу Иордана. Тот же Аббас заговорил, что неплохо бы провести выборы, и в этой ситуации чисто теоретически ХАМАС, если ему действительно в обмен на разоружение предложат место в новом общепалестинском правительстве, может пойти на какие-то уступки. Но одно дело - ХАМАС, который, находится в эмиграции, и другое дело - ХАМАС, который находится в секторе Газа. Это те боевики, которые последние несколько лет ведут боевые действия, и не факт, что они согласятся на это. Поэтому, скорее всего часть оружия они спрячут в тоннели и перестанут с ним дефилировать на камеры. Это наиболее вероятный сценарий разоружения ХАМАС».