Юрий Веселов, военный обозреватель
Новые власти Сирии избавились от крупной внутриполитической проблемы, в угрожавшей безопасности и стабильности режима Знаковое соглашение между центральными властями Сирии и руководством проамериканских курдских Сирийских демократических сил (СДС) от 10 марта 2025 года, кроме передачи Дамаску подконтрольных территорий и интеграции незаконных вооруженных формирований в состав правительственной армии, предусматривало решение судьбы содержащихся в тюрьмах задержанных пленных боевиков.
На этой неделе командующий отрядами СДС Мазлум Абди официально объявил о начале действия соглашения. Этому решению предшествовали интенсивные консультации с руководством Иракского Курдистана, представителями Центрального Командования (CENTKOM) ВС США и так называемой «западной коалиции», а также правительства Сирии. Можно предполагать, что на момент заявления Абди все важные вопросы, тормозившие выполнение соглашения, были урегулированы. И одним из них была передача под государственный контроль арестованных и осужденных боевиков Исламского государства (ИГИЛ, запрещенная в России международная мусульманская террористическая группировка) в местах временного содержания в сирийских провинциях Дейр эз-Зор, Ракка и Аль-Хасака. Все данные объекты находились под контролем СДС.
Исполняющий обязанности президента Сирии Ахмад аш-Шараа, выходец из непримиримой вооруженной оппозиции и хорошо знающий внутренние «законы» и порядки взаимоотношений между различными террористическими и радикальными антигосударственными организациями, отказался от взятия ответственности за сохранение тюрем вместе с их заключенными по ряду причин. Во-первых, государство не располагает достаточными средствами для соответствующего законам достойного содержания бывших боевиков, ремонта обветшавшего тюремного фонда и отсутствия достаточного количества специалистов для проведения необходимых следственных действий с задержанными. И, во-вторых, по свидетельству курдов, в последнее время резко возросла активность действий «спящих ячеек» ИГИЛ в попытках освобождения своих подельников.
13 февраля было объявлено об эвакуации всех пленных и арестованных боевиков в Ирак в количестве около 7000 человек, из которых, 5064, по сообщению представителя министерства юстиции Ирака Ахмада Луайби, помещены в новую тюрьму строгого режима Карх в Багдаде. Среди них около 300 иракцев и более 3000 сирийских граждан. По словам Луайби, расследования их террористической деятельности будут проводиться юристами под контролем национальной службы безопасности для подготовки передачи их дел в судебную систему в соответствии с антитеррористическим законодательством и уголовным кодексом Ирака.
Персональные расследования осложнены тем, что многие их задержанных не имеют подлинных или фальшивых документов, по которым можно точно определить личность, его национальную принадлежность и степень его ответственности перед законом. По проведенным в Сирии первоначальным следственным мероприятиям, задержанные принадлежат более 60 зарубежным странам. При этом многие государства, в особенности европейские, не спешат или отказываются от принятия своих граждан.
Ответственность за данную операцию взяло на себя CENTKOM. Подготовительные мероприятия по ликвидации присутствия на территории Сирии тюрем с задержанными начались в прошлом году с расформирования лагеря Аль-Холь, в котором находились семьи террористов. Сам же демонтаж тюрем с транспортировкой их подопечных занял три недели. Транспортировка в Ирак проводилась в строгой секретности и с повышенной охраной. Многие задержанные доставлялись в Багдад американскими транспортными самолетами и вертолетами.
Данных о нахождении среди бывших боевиков российских граждан нет. Вместе с тем в течение последних лет представителям официальной власти и различных общественных организаций России удалось вызволить из лагеря Аль-Холь и вернуть на Родину более сотни обманутых террористами женщин вместе с их детьми.
Решение данной проблемы, безусловно, будет способствовать укреплению авторитета новой власти Сирии. Кроме того, оно облегчит силовым структурам вести борьбу с находящимися в глубоком подполье недобитыми террористами и их «спящими ячейками» в труднодоступной местности.