12 февраля в газете «Казахстанская правда» опубликован окончательный проект новой конституции Казахстана. В нем официально закреплен статус русского языка, вводятся пост вице-президента, однопалатный парламент (Курултай) вместо двухпалатного, создается Народный совет.
Проект будет вынесен на референдум, который, согласно указу президента республики Касым-Жомарта Токаева, пройдет в стране 15 марта. В бюллетене будет один вопрос: "Принимаете ли вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в средствах массовой информации 12 февраля 2026 года?"
Эксперт по странам СНГ Аждар Куртов отмечает в этой связи, что «во всех государствах Центральной Азии идет процесс передачи власти и изменения тех порядков, которые существовали в этих республиках в 1990-е годы. Процесс передачи власти протекает довольно легко, режимы устоявшиеся и не допускают революционных преобразований. Конституционный процесс проходит сложнее, поскольку прежняя система законоустановления была часто рассчитана на определенную личность. И если заменить одну личность на другую легко, то переделать государственное устройство куда более сложнее. Внешне все выглядит, что эти государства стремятся выглядеть более демократичными, хотя стержень единоначалия во всех этих республиках остается. То есть жесткая президентская республика. Но переход к более демократичным принципам положительно сказывается как на внутренней жизни, так и на восприятии этих республик во внешнем мире. По сути, это основные причины конституционного процесса в Казахстане».
Касаясь темы статуса русского языка в проекте Конституции Казахстана, эксперт указывает, что «в республиках Центральной Азии русский язык везде стал терять свой статус сразу же после развала Советского Союза. Формулировки, связанные с межнациональным общением, менялись на приоритет языков коренных наций. В Казахстане по переписи 1989 года, то есть последней переписи СССР, численность русских была фактически одинакова с численностью казахов, но потом она стала меняться. По этой же переписи русский язык знали 96% населения Казахской ССР, а казахский язык знало гораздо меньшее число граждан этой республики. Но пришедшие к власти политические силы по сути дела изменили сложившуюся ситуацию и утвердили государственным не язык, который знало большинство, а язык коренного народа. Это привело и к оттоку значительному населения, и вообще к изменениям в общественной жизни. Сейчас около 15% населения знают русский язык. Поэтому стало возможным дальнейшее наступление на него. Кроме того, руководство Казахстана таким образом, видимо, намерено продемонстрировать определенный внешнеполитический маркер своих отношений с Россией».