Президент России Владимир Путин завершил 28 мая государственный визит в Узбекистан. Президент РФ провел несколько раундов переговоров с узбекистанским коллегой Шавкатом Мирзиёевым, обсудил двусторонние отношения, международные проблемы, включая украинский конфликт. По заявлению самого Путина, делегация РФ была беспрецедентно большой и охватывала до половины членов правительства. Это третий зарубежный визит российского президента после инаугурации.
Востоковед, эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов отмечает, что «если брать постсоветское пространство, а это всегда один из приоритетов внешней политики России, то логика выбора Узбекистана в качестве 3-й страны, которую посетил Владимир Путин после инаугурации, может быть следующая. Второй визит Владимира Путина был в Белоруссию, страну, отношения с которой наиболее продвинуты и формально, и юридически. А среди других постсоветских республик наиболее крупной по численности населения страной, с которой поддерживаются отношения, является Узбекистан. Узбекистан – это крупнейшая страна в Центральной Азии, и отношения с ней у России в последние годы успешно развиваются. Новый руководитель Узбекистана взял курс на исправление ошибок прошлого, в частности времен правления Ислама Каримова, а это неизбежно привело к тому, что развитие отношений с Москвой для Узбекистана стало одним из ведущих приоритетов. Москва традиционно была и торговым, и промышленным партнером Узбекистана, а сейчас Россия помогает решать проблему трудоустройства мигрантов из этой страны. Кроме того, финансовые возможности по инвестициям российского бизнеса в Узбекистан многогранны».
Эксперт также напомнил, что «договор о создании организации, которая носит теперь название ОДКБ, был подписан 15 мая 1992 именно в Ташкенте, и Узбекистан был в течении ряда лет членом этой организации. Но потом в силу действий враждебных Узбекистану и России сил Запада, Узбекистан вышел из этой организации, несколько лет существовал автономно и даже входил в структуру антироссийского характера ГУУАМ, но разочаровавшись в этой структуре, он оттуда вышел. Кроме того, в период правления Каримова были введены нормы, препятствующие включению Узбекистана в военные союзы с другими государствами. Это не означало нейтралитета, как у соседнего Туркменистана, но, тем не менее, сужало возможности Узбекистана по военному сотрудничеству со странами ОДКБ. Сейчас ситуация стала постепенно меняться, но пока что руководство Узбекистана по каким-то своим причинам воздерживается от возобновления своего членства в этой организации. Но это не означает, что нет сотрудничества в военно-технической и в военно-политической областях. Узбекская армия контактирует с Россией по многим направлениям, но пока еще без формального членства. С ЕАЭС ситуация немного лучше, хотя и схожа. К ЕАЭС Узбекистан относится тоже настороженно. Хотя сейчас все меняется, и сейчас одним из ведущих приоритетов Узбекистана тоже становится развитие отношений со своими соседями. Поэтому будем надеяться, что вступление в ЕАЭС для Узбекистана, дело ближайшего будущего, возможно среднесрочного».